Войти
Женский портал - Lizabrodskaya
  • «трансёрфинг реальности» избыточные потенциалы Как сбросить избыточный потенциал
  • Хотите, чтобы желания сбывались?
  • Как правильно питаться весной Диета «Нулевой живот»
  • Почему не получается похудеть при правильном питании и занятиях спортом - основные причины и что делать Не получается похудеть что делать
  • Изобретения будущего, которые уже должны быть
  • Твит Маска после победы бота на турнире
  • Скорочтение для маленьких детей упражнения. Скорочтение тренажер (упражнения) для детей. Кто ведёт тренинг по скорочтению

    Скорочтение для маленьких детей упражнения. Скорочтение тренажер (упражнения) для детей. Кто ведёт тренинг по скорочтению

    В современных потоках письменной информации скорочтение играет важнейшую роль в познании и развитии.

    Многие люди спрашивают: Как научиться быстро читать, какова методика скорочтения, какие упражнения для увеличения скорости чтения необходимо выполнять?

    Сегодня на сайте сайт вы узнаете, не просто как научить себя и своих детей быстрому чтению, но и как при скорочтении правильно воспринимать текст, развивая восприятие, память и внимание.

    Как научиться быстро читать — методика скорочтения

    Обычная быстрота чтения взрослого человека — это 120-180 слов в минуту, если выше, то как правило, это уже просмотр текста, а не чтение с нормальным восприятием, пониманием и запоминанием прочитанного.

    Если вы сознательно поймете суть того, как быстро научиться читать печатный и письменный текст не для беглого просмотра, а для понимания и запоминания необходимого материала, то выполняя простые упражнения по скорочтению вы довольно быстро обучитесь технике чтения со скоростью от 600 до 1000 слов в минуту ,т.е. в 3-5 раз быстрее обычного.

    Однако следует понимать, что научиться быстро читать, это еще не значит, что научиться мгновенно понимать смысл и быстро запоминать прочитанное, например в художественной литературе.

    Но для офисной работы и деловых бумаг скорочтение очень подойдет, при условии, что вы четко разбираетесь в сути рабочего вопроса.

    Например , если вы банковский служащий, разбирающийся в терминологии, то ваше умение быстро читать договоры и прочее вам подойдет, в отличие от обычного человека, который используя методику скорочтения не поймет сути договора, скажем кредитного…

    Вообще, развитое периферическое зрение вам подойдет не только в скорочтении, но и в восприятии любой визуальной информации (например, мгновенное восприятие приборов автомобиля и ситуации на дороге для мгновенного принятия решения), т.е. там, где одновременно поступает много информации для мозговой переработки.

    Таблица Шульте — упражнения для скорочтения

    Одна из методик для упражнения скорочтению — это таблица Шульте. Вам следует взять стандартный книжный лист бумаги и нарисовать на нем квадратную таблицу Шульте, состоящую из пяти рядов и пяти столбцов — цифры в разном порядке от 1 до 25. (при упражнении на мониторе компьютера и на экране смартфона — подогнать таблицу под весь размер и не использовать курсор)

    Как проводить упражнения скорочтения по таблице Шульте, чтобы научиться быстро читать:

    • Держать расстояние от глаз также, как при обычном чтении;
    • Зафиксировать свой взгляд на центре таблицы Шульте и не сдвигать его;
    • Искать числа по очереди в возрастающем порядке от 1 до 25 как можно быстрее, и главное при этом не двигать глазами (смотреть периферическим зрением) и не проговаривать цифры вслух или про себя;
    • Не упражняться в скорочтении с таблицами до переутомления;
    • По мере возрастания навыка быстрого чтения цифр (или букв в порядке алфавита), можно расширять таблицы по количеству рядов и столбцов (6х6, 7х7 и т.д.)

    Другие методики скорочтения

    Потренировавшись скорочтению на таблицах Шульте, вы можете перейти непосредственно к тексту.

    Вначале, для выполнения упражнений по быстрому чтению, стоит брать тексты в колонках газет, т.к. там строчки меньше обычного книжного листка. Потом переходить на более широкие тексты.

    Важно научиться видеть (воспринимать) почти всю строчку текста, чтобы было как можно меньше дивжений глазами по строке.

    Также, для быстрого чтения важно научиться улавливать основные понятия и тезисы в читаемом тексте и отбрасывать «воду» (слова, не несущие особой смысловой нагрузки).

    Как научить детей быстро читать

    Чтобы научить детей периферическому зрению и быстрому восприятию информации, например, в таблице Шульте можно вместо цифр использовать рисунки (картинки).

    Родителям следует понимать, что у ребенка предметно-образное мышление, а не как у взрослого — словесно-логическое, поэтому ему может быть сильно утомительны упражнения по скорочтению букв (слов) и цифр в обычном виде.

    Лучше для обучения детей быстрому чтению сначала использовать картинки и предметы (например, буквы, слова в виде картинок и предметов)

    Проблемы, которые мешают научиться быстро читать

    В процессе упражнений скорочтения вы избавитесь от этих проблем:

    • Неумение видеть периферически (научение воспринимать как можно больше слов, чуть-ли не все предложение)
    • Внутреннее проговаривание текста (восприятие текста визуально)
    • Возвращение глаз к уже прочитанному (развитие быстрой памяти)
    • Концентрация внимания (снижение автоматического восприятия внутренних и внешних помех)
    • Неумение быстро находить ключевые понятия и тезисы (научение быстрого понимания смысла на основе скорочтения)

    Читайте другие

    В последнее время активно набирает популярность тема «Скорочтение для детей». Родители хотят увеличить скорость чтения своего ребенка, чтобы он рос умным, хорошо учился, успевал делать уроки, читал быстрее одноклассников. Сразу возникает вопрос: со скольки лет можно учить ребенка скорочтению? И ответ на него очень прост:

    Дети могут тренировать скорочтение сразу, как только научаться читать слова целиком!

    И помочь в этом может наш тренажер с анаграммами для детей:

    В этой игре Вам предстоит выбрать 1 вариант из 4, в которым перемешаны только те буквы, которые входят в состав данного слова. В каждом раунде дается новое слово. Помните, что время ограничено! Чем быстрее вы будете искать ответ – тем больше очков получите в конце игры.

    Курс скорочтения для детей

    Упражнение из курса

    Начинаем с самых простых слов

    Для чтения слов целиком лучше начать с самых маленьких слов, например: Дом, Еж, Кот, Пёс, Ров. Ребенок должен учиться читать их на скорость, каждое слово по отдельности, лучше на отдельном экране или листе бумаги. Еще можно прикрывать непрочитанные слова другим листом бумаги.

    Если слова из трех букв читаются легко и быстро, то нужно перейти сразу к чуть более сложным словам: Папа, Мама, Рама, Иван, Маша, Миша, Стол, Стул и так далее..

    После того как ребенок начнет быстро читать слова из 4х букв, то переходим к словам из 5ти букв. Старайтесь подбирать сначала более легкие и более понятные слова, потом чуть более сложные. Вместе со словами из 5ти букв можно давать иногда слова из 4х или 3х букв, чтобы поднять интерес ребенка, так как они легче.

    Переходим к словосочетаниям

    После того как ребенок научился читать фразы можно спокойно приступать к чтению детских книг. Чем более яркими и красочными они будут, тем лучше. Если сейчас привить ребенку интерес к книгам, то потом им будет интересней читать школьную и учебную литературу. И больше шансов, что ребенок сам будет читать книги, которые ему интересны.

    Используйте как можно больше чувств

    Если Вы сможете показывать иллюстрировать слова картинками и сами произносить слова при этом, чтобы ребенок запомнил, как можно лучше и быстрей. Чем больше органов чувств будет использовано - тем лучше!Если ребенок только учится читать, то можно сначала давать ему слова с картинками, а когда он научится их читать, то те же слова, но уже без картинок.

    Важно при этом еще проговаривать сами слова после того как ребенок их прочитал. Если он читает их медленно, то пусть сначала прочитает, а потом глядя на слово повторит его еще 2-3 раза.Картинки со словами можно сделать в виде презентации на компьютере и при необходимости открыть на планшете или телефоне. Главное, чтобы слова были крупными и легко читаемыми. Слова не должны сливаться с фоном или изображением.Когда будете гулять на улице, то пусть ребенок на скорость пытается читать названия магазинов.

    Делайте перерывы

    Заниматься нужно по 10-20 минут, давая ребенку время на небольшой перерыв. После хорошей тренировки перерыв должен быть 20-30 минут, не меньше, чтобы мозг успел сформировать новые нейронные связи. От этого сильно повышается эффективность.

    Во время перерыва:

    • нельзя: читать, писать, смотреть телевизор, играть в игры, сидеть с телефоном или планшетом.
    • можно и нужно: расслабиться, прогуляться, подышать свежим воздухом, покушать (если пришло время, лишний раз есть не нужно), поиграть с мягкими игрушками, покатать машинку и так далее.

    Скачать упражнения бесплатно

    Чтобы Ваши дети научились читать слова целиком мы подготовили для Вас специальные презентации со словами, состоящие из отдельных картинок, которые Вы можете скачать на свой компьютер, планшет или телефон бесплатно, чтобы показывать своим детям:

    Методика быстрого чтения

    Это была одна из статей курса , который одинокого подходит и детям, и взрослым. Запишитесь на наш курс, чтобы научиться быстро читать занимаясь по специальной программе.

    Наш курс основан на технике синхронизации полушарий и секретных приемах быстрого ускорения чтения, традиционных упражнений для развития скорочтения, психологии и обсуждения лучших вопросов от участников курса с подробными ответами на них.

    При синхронизированной, совместной работе обеих полушарий, мозг начинает работать в разы быстрее, что открывает намного больше возможностей. Внимание , концентрация , скорость восприятия усиливаются многократно! Используя техники скорочтения из нашего курса вы сможете убить сразу нескольких зайцев:

    1. Научиться очень быстро читать
    2. Ускорить работу мозга, улучшить внимание и концентрацию
    3. Прочитывать в день по книге и быстрее заканчивать работу

    Тренажеры для развития скорочтения

    Тренируйтесь прямо сейчас на этой странице, бесплатно и без регистрации.

    Таблицы Шульте

    Анаграммы

    Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

    Секретные и популярные приемы и лайфхаки, подойдет даже ребенку. Из курса вы не просто узнаете десятки приемов для упрощенного и быстрого умножения, сложения, умножения, деления, высчитывания процентов, но и отработаете их в специальных заданиях и развивающих играх! Устный счет тоже требует много внимания и концентрации, которые активно тренируются при решении интересных задач.

    Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

    Цель курса: развить память и внимание у ребенка так, чтобы ему было легче учиться в школе, чтобы он мог лучше запоминать.

    После прохождения курса ребенок сможет:

    1. В 2-5 раз лучше запоминать тексты, лица, цифры, слова
    2. Научится запоминать на более длительный срок
    3. Увеличится скорость воспоминания нужной информации

    Супер-память за 30 дней

    Как только запишитесь на этот курс - для Вас начнется мощный 30-дневный тренинг развития супер-памяти и прокачки мозга.

    В течение 30 дней после подписки Вы будете получать интересные упражнения и развивающие игры на свою почту, которые сможете применять в своей жизни.

    Мы будем учиться запоминать все, что может потребоваться в работе или личной жизни: учиться запоминать тексты, последовательности слов, цифр, изображения, события, которые произошли в течение дня, недели, месяца и даже карты дорог.

    Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

    Если вы хотите разогнать свой мозг, улучшить его работу, подкачать память, внимание, концентрацию, развить больше креативности, выполнять увлекательные упражнения, тренироваться в игровой форме и решать интересные задачки, тогда записывайтесь! 30 дней мощного фитнеса мозга Вам гарантированы:)

    Игры для развития скорочтения у детей

    Детям больше всего нравится играть, и это естественно. Игровое обучение более эффективно традиционного обучения, как у детей, так и у взрослых. Поэтому мы настоятельно рекомендуем использовать специальные развивающие игры для увеличения скорости чтения, памяти, внимания, улучшения устного счета и так далее.

    Игра «Скоростное сравнение»

    1. Развивает память
    2. Улучшает внимание
    3. Ускоряет реакцию и мышление

    В этой игре нужно как можно быстрее, сравнивать показанную на экране фигуру с предыдущей, отвечая на кнопки "Да" - похожа или "Нет" - не похожа.

    Игра «Зрительный поиск»

    1. Развивает произвольное внимание
    2. Улучшает концентрацию внимания
    3. Совершенствует объем внимания

    На экране появятся фигуры, среди которых нужно выбрать уникальную, ничем не похожую на другие фигуры. Некоторые фигуры могут отличаться всего одной небольшой деталью, которую нужно научиться быстро находить. С каждым успешным раундом сложность увеличивается и дается больше очков:)память . С каждым уровнем игра становится сложнее. Прекрасная игра для развития мозга. Много ли у вас получится пройти уровней? Проверим?

    Игра «буквы и цифры»

    Сейчас вы видите скриншот из игры для развития мозга «буквы и цифры», в которой потребуются ваши: внимательность, реакция, сообразительность.

    Игра «Числовой охват».

    Так же в улучшении памяти вам поможет «Числовой охват». Игроку дается время на запоминание числа, после игрок должен его воспроизвести. Начинается игра с двузначных чисел, затем же количество цифр повышается.

    Тренировка на таком тренажере помогает быстрее научиться читать слова. Все Что Вам нужно это выбрать нужный режим и начать тренировку.Не забывайте записаться на наш курс .

    Здравствуйте, мои любознательные. Завершая маленький цикл про умение скоро читать для детей сегодня, как и было обещано, дадим упражнения для скорочтения на освоение этой техники. Потому, если вы намерены самостоятельно пройти домашнее обучение, добро пожаловать на тренировочную дорожку!

    План урока:

    Расширяем угол зрения

    В первую очередь, упражнения для развития навыка скорочтения для детей должны быть направлены на умение концентрироваться на нужной информации и видеть одним взглядом как можно больше, то есть, раз за разом расширять поле охвата текста. Что детям без особой тренировки делать трудновато.

    Их маленький по размерам текстовый захват – одна из причин медленного поиска и восприятия информации. По большей мере, именно из-за малого поля зрения детей учат читать сначала по слогам, а уж потом целыми фразами.

    Итак, поехали! Основной наш помощник в этом – таблицы Шульте. Их полно в интернете, можно распечатать. Даже есть игры на основе этих табличек в он-лайне на время. В таблицах Шульте могут быть как буквы, так и цифры, чаще — последние.

    Основная цель – рассредоточенный взгляд, который даёт возможность «взять» большую площадь странички (на компьютере – экрана). Упражнение может быть в разных вариациях:

    • ищем с помощью рассеянного взгляда одинаковые элементы,
    • запоминаем наибольшее количество элементов,
    • смотрим на середину строки, а глазами стараемся увидеть крайние слева и справа знаки.

    Всё это делается при помощи неперемещаемого взгляда с центрального объекта таблицы. Кстати, такая техника Шульте хороша и для тоже.

    Ещё есть такие графические пирамиды, на верхушке которых угол зрения самый маленький, а ближе к основанию он заметно расширяется. Придётся спуститься с неё вниз, чтобы овладеть «широкоформатным» зрением.

    Можно её перевернуть:

    Тренируем концентрацию

    Отработанная даёт возможность среди «воды» найти главную мысль.

    Включаем оба полушария

    Для этого берём несложный для ребёнка текст и начинаем его читать по несколько предложений либо по одному абзацу. Только делать это нужно одним глазом: то правым, то левым. Этот нехитрый приёмчик включает в работу оба полушария головного мозга.

    Отмечаем главное

    Эта техника часто используется учёными, да и другими знаменитыми личностями тоже. Они посредством простого карандаша, а лучше маркера, выделяют для себя самое главное в тексте – по 2-3 мысли, по которым можно судить обо всём тексте на странице. Да ещё и не просто выделяют, а ставят свои пометки в виде «!», «+» либо «-», тем самым соглашаясь либо сомневаясь.

    Называем цвета

    Очень интересное упражнение, с которым не всегда справляются сразу даже взрослые. Вот вам слова.

    При переходе к каждому следующему надо называть цвет, которым записано слово, а не читать то, что написано!

    Ищем слова

    Простое упражнение, но достаточно эффективно развивает внимание. Нужно на заданную букву найти все слова в тексте. Возможен другой вариант: найти на странице определённое слово или даже фразу. Лучше это делать на время.

    Загадки

    Для детей это наиболее простой способ оттренировать концентрацию. Хороши для скорочтения так называемые загадки-обманки и вопросики с подвохом. Ну, например,

    Долой регрессию

    Чтобы не возвращаться глазами к прочитанному тексту, делаем вот такие упражнения, которые увеличат скорость чтения.

    Отрезаем полстрочки

    Во время чтения текста закрывайте ребёнку листочком бумаги половину строчки. Это научит догадываться о том, что написано и выработает закономерность движения вперёд, а не возвращаться назад — «пока не закрыли, подглядеть».

    Указываем

    Возьмите в качестве указки обычный карандаш либо ручку. Ну, если уж очень хочется поиграть в учителя, можно и настоящую мини-указку. Что делаем? Передвигаем постоянно по мере чтения текста указку вперёд, чтобы взгляд ребёнка следовал за ней интуитивно, «не оборачиваясь» назад.

    Читаем на скорость

    Подобно в школе. Берём таймер и улучшаем результаты. Самым пиком будет чтение с метрономом.

    По его щелчку нужно переходить на следующую строку. Вместо прибора может вполне сидеть родитель и через установленный интервал, который с каждым разом тренировки сокращается, будет отхлопывать ладошкой по столу. Закончились хлопки, — значит, должны и строчки закончиться. А теперь вопросы по тексту!

    Читаем без артикуляции

    Проговаривание слов у детей во время чтения – это настоящий бич для техники скорочтения, так как дополнительная артикуляция замедляет скорость.

    «Губы!»

    Так называется команда, которую необходимо применять для тренировки беззвучного чтения. Слыша команду «губы!», ребёнок прижимает палец и читает про себя. Услышав «вслух!», он начинает читать вслух.

    Занимаем рот

    Пусть карандаш грызть – плохая привычка, лучше поставьте чашку с орехами. Некоторые советуют жевательную резинку, но сомневаюсь: можно не жуя проглотить.

    Барабаним по столу

    Заблокировать речь поможет барабанная дробь пальцами. Нужно только подобрать мотивчик и заранее его отработать: сначала лёгкий для «воспроизведения», затем можно посложнее.

    Под музыку

    Тренируем память

    Развитие памяти имеет немаловажное значение в обучении скорочтению.

    Ремонтируем слово

    Для прочтения берём текст с пропущенными буквами, которые придётся «по ходу пьесы» отгадывать. Это требует держать в памяти слова и смысл ранее прочитанного.

    Шиворот-навыворот

    Перевернём страницу вверх ногами и попробуем прочитать текст теперь уже справа налево. Такие упражнения для детей полезны для развития в памяти буквенных эталонов, и неважно, как они расположены.

    Восстанавливаем цепочку

    Берётся набор слов так, чтобы каждое предыдущее желательно было связано со следующим, ну например, машина-улица-светофор и так далее, чтобы ребёнок мог их выстроить в цепочку. Начать можно с 5-ти, далее увеличивая их количество до 10-ти. Один раз прослушивается вся цепочка, а потом слова в ранее установленном порядке восстанавливаются просто вслух либо на листочке бумаги.

    Пишем зрительные диктанты

    Разработанные профессором Федоренко диктанты состоят из 6 предложений, наращивание их длины происходит по одной-две буквы. Ребёнку отводится время прочитать текст, делая это по строкам. Сначала открывается одна строчка, читается, воспроизводится. Затем из-под листа бумаги открывается только вторая по счёту строчка. И в такой последовательности запоминается весь текст.

    Да здравствует мышление

    Регулярно решаете логические задачи? Значит с мышлением у вас всё в порядке. Что даёт мышление? Оно выключает глаза в отношении лишней информации и отделяет главное от второстепенного.

    Составляем тексты

    Делаем это на время по заданному сценарию:

    • где все слова только на определённую букву,
    • где должны быть использованы заданные слова.

    Играем

    В «города», «овощи», «фрукты» и тому подобное, а также просто в слова на определённую букву алфавита, подбирая нужные за отведённый промежуток времени.

    Вот такие нехитрые занятия помогут освоить технику скорочтения в домашних условиях. Главное – регулярность тренировок, и тогда обязательно всё получится! Готовы? Тогда на старт, внимание, поехали!

    «ШколаЛа» желает вам удачи! А еще предлагает подписаться на новости блога и присоединиться к нашей группе «ВКонтакте» .

    До новых встреч!

    Виды специальных упражнений для улучшения качества чтения у учащихся начальных классов

    СБОРНИК

    Составила: Мишенёва О.В.учитель начальных классов

    Скороговорки на звук [Г]

    На дворе галка, на берегу галька.
    Нес Григорий пирог чере порог. Стал на горох и упал на порог.
    Наш голова вашего голову головой переголовал, перевыголовил.

    Скороговорки на звук [Ш]

    Смешные шутки у Саши и Мишутки.
    Стеша спешила, рубашку сшила, да поспешила - рукав не дошила.
    Шакал шагал, шакал скакал. Шашки на столе, шишики на сосне.
    Шесть мышат в шалаше шуршат.
    Шлепают гуськом гусак а гусаком.

    Скороговорки на звук [Ж]

    Поезд мчится скрежеща: жэ, че, ша, ща.

    Хожу – твержу, сижу – твержу, лежу – твержу:
    Жи, же, жа, жу. У ежа – ежата, у ужа – ужата.

    Ужа ужалила ужица.
    Ужу с ужицей не ужиться.
    Уж уж от ужаса стал уже –
    ужа ужица съест на ужин.

    Скороговорки на звук [Ч и Щ]

    Щетинка у чушки, чешуя у щучки.
    Чище чащи в нашей пуще, в нашей пуще чащи гуще.

    В чемодане у чечетки
    Щетки, четки, счеты - тетке.
    Четки, счеты, щетки - дядьке,
    Счеты, щетки, четки - няньке.
    Лишь чечетка - для себя.
    Пляшет четкая семья.

    Скороговорки на звук [Ч]

    У четырёх черепашек по четыре черепашонка.
    Четыpе чёpненьких чумазеньких чеpтёнка чеpтили чёpными чеpнилами чеpтёж. Чрезвычайно чисто.
    Птичку напичкали спичками.
    Наша дочь речистая, речь у неё чистая.

    Скороговорки на звук [Щ]

    Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
    Тщетно тщится щука ущемить леща.

    Скороговорки на звук [Р]

    В бору бобёр и брат бобра работают без топора.
    В грозу от груза арбузов развалился кузов.
    В огороде у Федоры – помидоры. За забором у Федоры – мухоморы.
    В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.
    Дал Макар Роману карамельку, а Роман Макару – карандаш.
    Дали карапузу кукурузу, а карапуз просит арбуз.
    Ждут воробьи у кормушки кормёшки, несёт им Маркушка в кармашке морошки.
    За тараканом с барабаном, за комаром с топором.
    Кавалеры королевы плыли к ней на каравелле.
    Карл украл у Поликарпа полкарася, полкарпа.
    Мудрый ворон проворно рвал во рву мухоморы.
    На корабль прокрался краб, караси украли трап.
    Один рой комаров – за горой, а второй рой – под горой.
    Открывай, Увар, ворота, дров несём невпроворот мы.
    По травке тропа протоптана.
    Прыгают скороговорки как караси на сковородке.
    Рано утром два барана барабанят в барабаны.
    Рома Маше нарвал ромашек.
    Рыла, рыла свинья, вырыла полрыла.
    С горы – не в гору, в гору – не с горы.
    Свинья тупорыла, весь двор перерыла, вырыла полрыла, до норы не дорыла.
    Серые бараны били в барабаны, без разбора били – лбы себе разбили.
    Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.
    Трое трубачей трубят в трубы.
    Шустрая норка юркнула в норку.

    Скороговорки на звук [Р и Л]

    Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.
    В пруду у Поликарпа три карася, три карпа.
    Все бобры добры для своих бобрят.
    Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.
    Клара у Вали играет на рояле.
    Королева кавалеру подарила каравеллу.
    Летал перепел перед перепелицею, перед перепелятами.
    На горе Арарат рвала Варвара виноград.
    Орел на горе, перо на орле.
    Съел молодец тридцать три пирога, да все с творогом.
    Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали.

    Проворонила ворона воронёнка.
    Вставай, Архип, петух охрип.

    1. Упражнения, направленные на развитие четкости произношения

    Многие учащиеся во время чтения не умеют регулировать свое дыхание. Для исправления этого недостатка и служит дыхательная гимнастика.
    1) Вдох носом – выдох через рот. Вдох – задержка дыхания – выдох. Вдох – выдох по порциям.
    2) «Гудок приближается и удаляется»: вдох – на выдохе произносим м-м-м-м, н-н-н-н-н.
    3) «Рычание собаки»: вдох – на выдохе р-р-р-р-р.
    4) «Воздух, выходящий из проколотой шины велосипеда»: с-с-с-с-с.
    5) «Свеча»: Сделав глубокий вдох, на выдохе читаем ровный и медленный выдох, затем глубоко вздохнуть, остановиться и медленно дуть на пламя воображаемой свечи.
    6) «Погаси свечу»: интенсивный прерывистый выдох, следом вдох, секундная задержка дыхания, затем короткими толчками три раза выдохнуть: фу! Фу! Фу!
    7) Летела муха около уха: ж-ж-ж.

    Летела оса около носа: с-с-с.
    Летел комар и звенел: з-з-з.
    Сел на лоб, мы его хлоп –
    И поймали: з-з-з.
    Пусть летит!

    2. Упражнения на развитие подвижности речевого аппарата: «Звуковая разминка»

    1) Читаем быстро, смотрим внимательно:

    ОИЭ АОЕЯ ЕАЁИО
    ЯОЮ АЮОЕ ЭЁЮЯУ
    ЫЯЮ УЁЮУ ЮУАОЮ

    2) Читаем гласные с ударением на одном из них:

    ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ ит.п.

    Можно разнообразить это упражнение, произнося слоги сначала с ударением на 1-й слог, потом на 2-й и 3-й:

    ДА-ДА-ДА, ДА-ДА-ДА, ДА-ДА-ДА

    3) Сделав глубокий вдох, на выдохе читаем 15 согласных одного ряда (звуками):

    Б К З С Т Р М Н В З Р Ш Л Н Х

    4) Читаем цепочку слогов:

    Воспользуйтесь этими яркими карточками со словами из трех букв, чтобы научить читать вашего ребенка.

    5) Читаем слова с наращиванием:

    По – вар, жар, смей, пей, шел, вёл.

    3. Упражнения, развивающие боковое зрение и отрабатывающие прямой взгляд

    1) Для того чтобы дети смогли понять суть терминов «боковое зрение» и «прямой угол», им предлагается, не отводя взгляда от одной строчки, перечислить предметы, которые попадают в поле зрения справа, слева, сверху, снизу.

    2) Раздаточный материал – таблица Шульте (размер 20х20см)

    Алгоритм использования:

      Как можно быстрее назови все числа по порядку от 10 до 25, указывая карандашом или пальчиком;

      Старайся запоминать расположение сразу двух-трех следующих друг за другом чисел.

    Помни! Глаза смотрят в центр таблицы, в число 10, а видят её всю целиком.\

    Такую карточку можно дать ученикм для постепенного заполнения изученных букв и звуков.

    А а О о У у ы И и Э э

    Е е Ё ё Ю ю Я я

    Б б В в Г г Ж ж З з Д д

    П п Ф ф К к Ш ш С с Т т

    Л л М м Н н Р р Х х Ц ц

    Й й Щ щ Ч ч ь ъ

    4. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного и скоростного чтения

    У детей слабо развит артикуляционный аппарат, что тормозит быстрое чтение, поэтому в 1-м и во 2-м классах актуальны такие упражнения:

    1) Чтение сочетаний двух-трех согласных с гласными:

    2) Читаем, медленно, в умеренном темпе: убыстряя темп:

    ЖЗИ ТНО КТРИ

    ДРУ ЗБИ СТРУ

    Вороб_ сидел_ на ветк_ и чирикал.

    Скороговорки

    Лена искала булавку.
    Булавка упала под лавку.
    Под лавку залезть было лень,
    Искала булавку весь день.

    а) Прочитай скороговорки орфографически.
    б) Прочитай скороговорки орфоэпически.
    в) Работа с табличками: дети читают скороговорку в соответствии с заданием:

    тихо

    громко

    шепотом

    немое кино (беззвучно)

    «Дом, который построил Джек»

    Дети проговаривают на максимальной скорости первое словосочетание несколько раз до тех пор, пока им это не удастся. Затем добавляется еще 1-2 слова, которые прочитываются с той же скоростью. И так до конца отрывка, повторяя каждый раз все сначала, как в известном стихотворении «Дом, который построил Джек». Например:

    В некотором царстве... В некотором царстве, в некотором государстве... В некотором царстве, в некотором государстве жил-был... В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатый купец..,

    5. Упражнения, развивающие оперативную память, устойчивость внимания.

    «Найди лишнюю букву»

    О И Б Я У

    Можно из старых газет вырезать любые тексты и раздать их детям.

    Задание: сегодня мы вычеркиваем только букву И. Завтра – другую и т.д.

    «Найди лишнее слово»

    Прочитай. Обоснуй свой выбор.

    СЛОН МЕДВЕДЬ ТИГР
    ЛЕВ БАБОЧКА КОШКА

    «Фотоглаз»

    За 20 секунд дети должны взглядом «сфотографировать» слова и ответить на вопрос «Есть ли среди этих слов...?» Например:

    ОРЕХ РУЧЕЙ ПЕРЬЯ РАЗОГНАЛСЯ ТРОПИЧЕСКИЕ ОШЕЛОМЛЁННЫЙ

    «Да или нет?»

    Дети слушают предложения и определяют, может ли это быть. Если да, то когда, где, почему? Если нет, то требуется доказательно это объяснить.

    Выпал снег, Алеша вышел загорать. Автомобиль свистел с прежней скоростью и уходил вперед.

    Это упражнение нацелено на внимание к тексту, его сознательное освоение, умение быстро схватить смысл читаемого, точно построить высказывание.

    «Дополни предложение»

    Кот мяукал...

    6. Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения про себя и вслух

    «Игра в прятки»

    Указывается страница учебника (любая), а затем читается текст. Дети должны найти страницу, глазами отыскать нужную строчку и подстроиться под чтение учителя.

    Чтение со счетом слов

    Памятка:

    1) плотно сожми губы и зубы;
    2) читай только глазами;
    3) читай как можно быстрее, при этом считая про себя слова текста;
    4) ответь на вопрос к тексту (дается перед чтением).

    Чтение под звуковой ориентир

    На магнитофон начитывается текст с определенной скоростью. Дети должны следить за голосом по книге, успевать озвучивать текст синхронно с магнитофоном. Проверка осуществляется индивидуально: касание плеча ребенка рукой означает – читай вслух. Желательно проводить такую работу систематически. При этом скорость звучания «звукового ориентира» постепенно возрастает. Если в классе нет магнитофон, можно использовать игровое упражнение «Догони». Дети читают отрывок текста хором, вполголоса, прислушиваясь к голосу учителя, который читает громко, с достаточно высокой скоростью, и «тянутся» за ним, пытаясь «догнать».

    7. Упражнения, способствующие синтезу восприятия и понимания

    1) Помоги гласным и согласным подружиться. Соедини их так, чтобы получились слова:

    2) Из каждого слова вынь по одной букве. Сделай это так, чтобы из оставшихся получилось новое слово:

    полк краска склон экран беда тепло (кол) (каска) (слон) (кран) (еда) (поле)

    3) В начало слова или его конец добавь букву, чтобы получилось новое слово. Какие звуки обозначаются этими буквами?

    4) Соедини слова правого и левого столбиков так, чтобы образовались новые слова:

    «Вкусные слова»

    Представь, что у тебя день рождения. Тебе необходимо накрыть на стол. Но, выбирая лакомства, помни, что названия их должны состоять из двух и трех слогов:

    халва бублики чай лимонад вафли виноград вишня мандарин

    8. Упражнения, развивающие логическое мышление

    Эти упражнения способствуют развитию скорости мышления в процессе чтения, его осознанности.

    1) Выполни математическое действие и прочитай слово:

    ЛОД + ИМ – МО + ВАН – Л = ? (диван)
    ВЕР + ЛИС + ТУ – УС + 0 – ИЛ + ЛЕТ = ? (вертолет)

    2) Переставь буквы:

    В лесу на сосне дисит теляд. Хвостом упирается в остлв ереавд. Носом по стволу стучит, уорк билотд, букашек ищет.

    (В лесу на сосне сидит дятел. Хвостом упирается в ствол дерева. Носом по стволу стучит, кору долбит, букашек ищет).

    3) «Поиск»

    Сможешь ли ты найти связь между двумя, на первый взгляд, не связанными друг с другом событиями? Объясни, как все происходило.

    Собака погналась за курицей. Школьники не смогли поехать на экскурсию.

    4) Учимся выражать мысли другими словами.
    Упражнение направлено на то, чтобы научить ребенка оперировать словами.

    Нынешняя зима будет очень холодной.

    Нужно передать эту же мысль без искажения, но другими словами. Ни одно из слов данного предложения не должно использоваться в новых предложениях.

    5) Составление предложений с тремя словами, не связанными между собой по смыслу:

    озеро медведь карандаш

    Например:

    Мы нарисовали карандашом, как медведь на лесном озере ловит рыбку.

    Упражнение развивает способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить, создавать новые целостные образы из разрозненных предметов.

    9. Упражнения на развития навыка осознанного чтения

    9.1. Логические упражнения

    1) Что общего в этих словах и чем они различаются?

    Мел – мель, мал – мял, мыл – мил.

    2) Назови одним словом.

    Чиж, ласточка, грач, сова, стриж. Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли. Шарф, варежки, пальто, кофта. Телевизор, утюг, пылесос, холодильник. Картофель, свекла, лук, капуста. Лошадь, корова, свинья, овца. Туфли, сапоги, тапочки, кроссовки. Липа, береза, ель, сосна.

    3) Какое слово лишнее?

    Красивый, синий, красный, желтый. Минута, время, час, секунда. Дорога, шоссе, тропинка, путь. Молоко, сметана, простокваша, мясо.

    4) Чем похожи следующие слова?

    Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.

    5) Составь новое слово, взяв от каждого из данных слов первый слог.

    Колос, рота, ваза. Кора, лото, боксер. Молоко, нерест, тарелка.

    6) Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов в скобках существует такая же связь. Найди четвертое слово.

    а) Песня – композитор, самолет – … (аэродром, горючее, конструктор, летчик, истребитель). б) Школа – обучение, больница – … (доктор, ученик, лечение, больной). в) Нож – сталь, стул – … (вилка, дерево, стол, пища, скатерть).

    7) Раздели слова на группы.

    Заяц, горох, еж, медведь, капуста, волк, огурец. Корова, шкаф, стул. Диван. Коза, овца, стол. Мак, липа, клен, ромашка, береза, ландыш, дуб.

    9.2. Игры по составлению слов

    1) Найди слово в слове.

    гроза газета кустарник
    шутка поднос шоколадка
    часовщик щепка ярмарка

    2) Закончи предложение.

    По утрам у доктора Айболита лечат зубы звери: збреы, итгыр, вдрыы, оыббр .

    3) Шарады.

    Начало – голос птицы, Конец – на дне пруда, А целое в музее Найдется без труда.

    (Картина).

    С буквой К живу в лесу. С буквой Ч овец пасу.

    (Кабан – чабан).

    4) Найди название животных среди строк.

    Насос сосет речную воду,
    И шланг протянут к огороду.
    Среди кустов царит покой,
    Здесь хорошо бродить одной.

    10. Упражнения на формирование навыка правильного чтения

    1) Опиши предмет (учитель показывает его и быстро убирает).

    2) Повтори, что сказал учитель:

    Бочка – точка, бабушка – бабочка, кошка – ложка.

    3) Выбери слова на заданный звук (из прочитанного четверостишья, предложения, текста).

    4) Чтения слов, отличающихся одной буквой.

    Мел – мель – мыл – мал – мял; мышка – мошка – мишка – миска.

    5) Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания.

    Приехал, пришел, пришил, принес, припев; красное, белое, голубое, черное. желтое; кукла, мама, папа, лапа, ложка.

    6) Чтение «перевертышей».

    Лев ел волов. Иди искать такси, иди.

    11. Упражнения на развитие выразительности чтения

    1) Чтение предложений с разной интонацией.

    2) Чтение текста с передачей эмоций (радости, возмущения, печали, гордости и т.д.) в зависимости от содержания.

    3) Словарь настроений.

    В работе над выразительным чтением очень помогает словарь настроений. Он есть у каждого ученика. После того, как учитель выразительно прочитает произведение, дети выкладывают на парту карточки со словами, обозначающими настроение, которое они ощущали во время чтения произведения. К примеру, у детей появляются карточки со словами: «весёлое», «радостное». Анализируя произведение, мы приближаемся к вопросу: а какие чувства испытал сам автор? И записываем на доске другие слова, отражающие настроение автора: (веселое, радостное, счастливое, удивление, возбуждение ).

    После такой работы дети читают текст намного выразительней, стараясь через чтение передать и своё личное настроение, и настроение автора.

    «Словарь настроений и состояний»

    Беспокойное, боевое

    Приветливое, радостное

    Бодрое, боязливое

    Прихотливое, робкое

    Бурное. веселое

    Светлое, сердитое

    Возбужденное

    Серьезное

    Возмущенное

    Скорбное

    Волшебное

    Смешное

    Героическое

    Сонное, солнечное

    Добродушное

    Сочувствующие

    Жуткое

    Спокойное

    Загадочное

    Таинственное

    Ликующее

    Тоскливое

    Печальное

    Шутливое

    Насмешливое

    Хвастливое

    ДРУ-ЗЬЯ

    Ни-ки-та и Ле-ша – дру-зья. Они вмес-те хо-дят в дет-ский сад. У Ле-ши есть са-мо-кат. А у Ни-ки-ты – ру-жье. Не на-стоя-ще-е, а иг-ру-шеч-ное. Эти маль-чи-ки – мо-лод-цы. О-ни всег-да де-ля-тся иг-руш-ка-ми. И ни-ког-да не ссо-рят-ся. Вдво-ем иг-ра-ют и сме-ю-тся. Хо-ро-шо дру-жи-ть!

    КОНЬ

    Был у Пе-ти и Ми-ши конь. Стал у них спор: чей конь. Ста-ли они ко-ня друг у дру-га рвать.

    Дай мне,это мой конь.

    Нет, ты мне дай, конь не твой, а мой.

    Приш-ла мать, взя-ла ко-ня, и стал конь ни-чей.

    КОШ-КА И ЖУЧ-КА

    Бы-ла дра-ка меж-ду Жуч-кой и Кош-кой.

    Кош-ка ста-ла есть, а Жуч-ка приш-ла. Кош-ка Жуч-ку ла-пой за нос.

    Жуч-ка Кош-ку за хвост.

    Кош-ка Жуч-ке в гла-за. Жуч-ка кош-ку за ше-ю.

    Тё-тя шла ми-мо, нес-ла вед-ро с во-дой и ста-ла лить на Кош-ку и Жуч-ку во-дой.

    ГАЛ-КА

    Хо-те-ла гал-ка пить.

    На дво-ре сто-ял кув-шин с во-дой, а в кув-ши-не бы-ла во-да толь-ко на дне. Гал-ке нель-зя бы-ло дос-тать.

    Она ста-ла ки-дать в кув-шин ка-муш-ки и столь-ко на-ки-да-ла, что во-да ста-ла вы-ше и мож-но бы-ло пить

    ВЕСНА

    При-шла вес-на, по-тек-ла во-да. Де-ти взя-ли до-щеч-ки, сде-ла-ли ло-доч-ку, пус-ти-ли ло-доч-ку по во-де. Ло-доч-ка плы-ла, а де-ти бе-жа-ли за нею, кри-ча-ли и ни-че-го впе-ре-ди се-бя не ви-да-ли и в лу-жу упа-ли.

    ЩЕНОК
    Шла Та-ня из шко-лы. На до-ро-ге о-на у-ви-де-ла ма-лень-ко-го щен-ка. Он си-дел у за-бо-ра и выл. Та-ня по-гла-ди-ла щен-ка. Он стал ли-зать Та-не ру-ку. Та-ня взя-ла щен-ка до-мой. До-ма Та-ня да-ла е-му мо-ло-ка. По-том Та-ня по-ла-жи-ла щен-ка спать у печ-ки. Ще-нок при-вык к Та-не. Та-ня за-бо-ти-лась о нем.

    ХИТРАЯ ЛИСА
    Ли-са бы-ла го-лод-на. О-на лег-ла на снег и зак-ры-ла гла-за. На-ле-те-ли во-ро-ны и се-ли не-да-ле-ко от ли-сы. О-ни хо-те-ли кле-вать ли-су, но бо-я-лись. Ли-са ле-жит, как мерт-ва-я. Тог-да во-ро-ны под-ле-те-ли сов-сем близ-ко. Од-на во-ро-на клю-ну-ла ли-су в хвост, дру-га-я хо-те-ла клю-нуть в нос. Ли-са вско-чи-ла и схва-ти-ла глу-пу-ю во-ро-ну.

    НА ЛЫЖАХ
    Ми-ше бы-ло семь лет. Па-па ку-пил е-му лы-жи. Ми-ша при-вя-зал лы-жи и по-шёл на го-ру. Но лы-жи не шли на го-ру. Ми-ша взял лы-жи в ру-ки и по-шёл на го-ру. Ре-бя-та ка-та-лись на лы-жах с го-ры. О-ни у-чи-ли Ми-шу. Ми-ша встал на лы-жи и по-е-хал. Он сра-зу у-пал. Вто-рой раз Ми-ша то-же у-пал. По-том Ми-ша на-у-чил-ся. До-мой Ми-ша при-е-хал на лы-жах и был о-чень до-во-лен, что на-у-чил-ся хо-дить на лы-жах.

    СИНИЧКА
    Бы-ла хо-лод-на-я зи-ма. К ок-ну при-ле-те-ла си-нич-ка. Ей бы-ло хо-лод-но. У ок-на сто-я-ли де-ти. Им ста-ло жаль си-нич-ку. О-ни от-кры-ли фор-точ-ку. Си-нич-ка вле-те-ла в ком-на-ту. Птич-ка бы-ла го-лод-на. О-на ста-ла кле-вать хлеб-ны-е крош-ки на сто-ле. Всю зи-му жи-ла си-нич-ка у де-тей. Вес-ной де-ти вы-пус-ти-ли си-нич-ку на во-лю.

    МАЛЫШИ
    Э-то бы-ло зи-мой. Мать ис-то-пи-ла печ-ку и уш-ла в ма-га-зин.
    До-ма ос-та-лись од-ни ма-лы-ши. Ма-лень-кий Ко-ля от-крыл печ-ку и су-нул ту-да бу-маж-ку. Бу-маж-ка за-го-ре-лась и у-па-ла на пол. А на по-лу бы-ли щеп-ки. Яр-ко за-пы-лал о-гонь. Де-ти ис-пу-га-лись, за-кри-ча-ли и по-бе-жа-ли на у-ли-цу. При-бе-жал со-сед и за-ту-шил о-гонь.

    СОБАКА-САНИТАР
    О-дин сол-дат был ра-нен в ру-ку и в но-гу. Он у-пал. То-ва-ри-щи уш-ли да-ле-ко. Ра-не-ный ле-жал два дня. Вдруг он слы-шит: фыр-ка-ет со-ба-ка. Э-то бы-ла са-ни-тар-на-я со-ба-ка. На спи-не у не-е бы-ла сум-ка с крас-ным крес-том: там бы-ли бин-ты и ле-кар-ства. Ра-не-ный пе-рвтвя-зал се-бе ра-ны. Со-ба-ка у-бе-жа-ла и ско-ро при-ве-ла са-ни-та-ров.
    Ра-не-ный был спа-сён.

    Литература:

      Как преодолеть трудности в обучении чтению. С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева. – М.: Ось – 89, 1999.

      Начальная школа плюс до и после. № 7 2010.

      Начальная школа плюс до и после. № 6 2009.

      Начальная школа плюс до и после. № 11 2008.

      Начальная школа плюс до и после. № 11 2007.

      Начальная школа плюс до и после. № 8 2007.

      Начальная школа. № 6 2001.

      Читаем после «Азбука с крупными буквами»: учебное пособие/ Н.Н.Павлова; ил.А.В.Кардашука. – М.: ОЛИСС: Эксмо, 2011.– 64с.:ил.