Войти
Женский портал - Lizabrodskaya
  • «трансёрфинг реальности» избыточные потенциалы Как сбросить избыточный потенциал
  • Хотите, чтобы желания сбывались?
  • Как правильно питаться весной Диета «Нулевой живот»
  • Почему не получается похудеть при правильном питании и занятиях спортом - основные причины и что делать Не получается похудеть что делать
  • Изобретения будущего, которые уже должны быть
  • Твит Маска после победы бота на турнире
  • Греческий эталон красоты. Идеалы женской красоты древности Античные женщины

    Греческий эталон красоты. Идеалы женской красоты древности Античные женщины

    Тема отношений между мужчиной и женщиной, в частности тема роли женщины в Античном мире, всегда интересовала и будет интересовать историков. Существует немало исследований различных сторон жизни и деятельности наиболее известных представительниц аристократической элиты, а также простых жительниц античных государств. Так, например, положению женщины в Древней Греции посвящены работы И. Блоха «История проституции», Е. Дюпуи, Е. Вардимана, П. Брюле и др.

    Е. Вардиман лишь в проституции видит возможность для античной женщины развивать свои способности, быть самостоятельной, образованной, т. е. быть личностью («Женщина в Древнем мире»).

    П. Брюле замечает противоречие, которое заключалось в подчиненности и зависимости афинской женщины классического периода по отношению к мужчине, ее второстепенной роли в жизни полиса и тем почитанием и фактическим обожествлением, которое выразилось в культе Афины – главной богини города.

    Здесь также важно отметить появление специальных исследований Ф. Сартори о роли гетер в политической жизни греков VI–V вв. до н. э.

    Немало внимания уделяли культурологическим и общечеловеческим сторонам женского вопроса в Античности. Например, в творчестве Катулла, Аристофана, Плавта, Теренция и других греческих и римских писателей и драматургов неоднократно поднимались вопросы любви, семьи, женской красоты и характера, поступков. Но при этом нужно учесть, что женщина в их произведениях служила лишь фоном для выражения более глубоких внутренних процессов и событий, происходивших в обществе.

    Греческий историк Фукидид оставил обширные повествования о жизни выдающихся людей, но там нет ни одной женской биографии. Женщины появляются лишь на заднем плане – пассивные, незначительные, побочные персонажи.

    Вопросу о женщинах посвящено произведение архаичной лирики VII в. до н. э. Семонида Аморгского «Поэма о женщинах». Считается, что поэма Семонида – это скорее карикатура или злая сатира на женщин.

    Семонид Аморгский описывает 10 женщин, различающихся своим характером, используя в качестве приема сравнение или уподобление характера темпераменту какого-либо животного. Семонид отмечает, что различия между женщинами заложены изначально. Они (различия) не являются результатом влияния социальной среды или каких-либо иных факторов.

    В греческой драматургии есть еще один женский образ, который оценивают как идеал супруги – это Алкестида, пожертвовавшая жизнью ради мужа. Этот образ отражен в трагедии Еврипида «Алкестида».

    Древняя Греция. В классическом греческом полисе (город-государство) ярко выражено доминирование мужского начала. Человек – это всегда мужчина, муж. Женщина не только не занимает высокого положения в обществе, но по своему положению всегда несамостоятельна, полностью зависит от мужчины. Она является низшим существом и это положение четко формулирует Аристотель. Отличаясь теми или иными особенностями, в разных полисах положение женщины в целом одинаково.

    Женщин в афинском обществе условно можно разделить на две категории:

    1) жены и матери граждан, свободнорожденные полноправные женщины; с социальной точки зрения женщины в Афинах вообще не могли считаться гражданками, так как были лишены гражданских прав, хотя на уровне обыденного сознания они воспринимались именно в этом качестве. Так, Перикл обращается к ним «супруги и гражданки». По своему статусу эти женщины предназначены для замужества, для законного брака. В Афинах, например, законным признавался только тот брак, в который вступал афинский гражданин и дочь гражданина, рожденная, в свою очередь, в законном браке и принадлежащая к определенному роду и дому. Женщины-супруги не участвовали в общественной жизни. Их роль сводилась к простому продолжению рода: «Жен мы имеем для рождения законных детей и для верной охраны имущества» , – писал Демосфен. Жены были необразованные, по сути, невежественные, они совершенно не разбирались в вопросах литературы, искусства, философии, политики и пр. Самое главное, что требовалось от них – целомудрие;

    2) другая половина женского греческого мира резко отличалась от первой. Сюда входили чужестранки, женщины, происходившие из семьи, в которой не был зарегистрирован законный брак. И самая большая часть – «свободные» женщины: гетеры, авлетриды, паллаке, диктериады. Дословный перевод слова «гетера» – «спутница»; так называли женщин, ведущих свободный, независимый образ жизни, но находившихся на содержании мужчин (хотя, по сути дела, жена также находилась на содержании мужчины). Они предназначались для приятного отдыха, праздника, сопровождали и развлекали своего господина. Конечно, не все из них достигали высокого уровня. Но те, которые этого добивались, играли заметную роль в общественной и культурной жизни. В целом путь образования и «эмансипации» в Древнем мире был доступен для женщин только этого типа и немыслим для жен. Гетеры имели свой центр, роль которого играл храм Афродиты в Коринфе. Там молодых девушек обучали искусству обхождения, а также музыке, риторике и даже философии.

    Авлетриды – это, как правило, чужестранки, профессионально работающие в сфере искусства: танцовщицы, актрисы, музыкантши. Они зарабатывали на жизнь своими талантами и очень ценились греками. Их выступления оплачивались, особенно когда их приглашали на пиры. После удачного выступления такая женщина могла составить себе приличное состояние. Паллаке – сожительницы – не обладали никакими правами, будучи по статусу чаще всего вольноотпущенницами, а то и рабынями. Самый низкий уровень – дектериады – публичные женщины, продающие себя за деньги. Они могли жить в домах свиданий или вне их, но были одинаково бесправны. Закон относился к ним сурово. Для них существовала масса ограничений: живя в окрестностях города, они не имели права появляться в нем в светлое время суток, им запрещалось заходить в храмы, участвовать в празднествах. Греки строго следили за тем, чтобы дектериады не оказались рядом с их женами, беспощадно карая за несоблюдение этих норм (наказание следовало незамедлительно – словом или действием). Они носили определенную одежду, по которой их сразу можно было узнать – костюм из пестрых тканей кричащих тонов, с букетом цветов, надевали белокурые парики, красили волосы.

    Вообще, что касается одежды, то греки создали особый тип одежды – драпированный костюм. Он очень прост: прямоугольные куски ткани драпировались на фигуре различными способами, создавая сложный и разнообразный ритм складок, выявляющий красоту человеческого тела, придающий одежде индивидуальность и пластичность. Самые распространенные виды одежды – хитон и гиматий как для мужчин, так и для женщин.

    Мужской хитон состоял из прямоугольного куска ткани размером 1 на 1,8 м, сложенного пополам в долевом направлении и скрепленного двумя застежками-фибулами по плечам. Боковые стороны сшивали и подшивали низ. (Неподшитый подол – знак траура или рабства.) Хитон, как правило, был короткий (до колен) и подпоясывался одним или двумя поясами. Длинные хитоны носили жрецы, должностные лица, актеры и участники священных игр. У гиматия (плаща) – длинного прямого куска ткани (2,9 на 1,8 м) одну заложенную складками полу спускали на грудь с левого плеча, оставшуюся ткань расправляли на спине и пропускали под правой рукой, оставляя правое плечо открытым, затем, уложив ее красивыми складками, перебрасывали через левое плечо на спину. Гиматий – верхняя одежда, однако мужчины (спартанцы) зачастую носили его без хитона, надевая прямо на тело.

    Женские хитоны были двух типов: хитон с отворотом – диплоидием и широкий ионийский хитон. Первый представлял собой, как и мужской, прямоугольный кусок ткани. Отличие состояло в том, что верхний край отгибался, образуя отворот-диплоидий, придающий особую живописность женскому костюму. Диплоидий имел различную длину (до груди, до талии или бедер), украшался вышивкой или делался из ткани другого цвета (в период эллинизма), что подчеркивало изысканность женщины. Хитон подпоясывался один или два раза, а излишек длины образовывал своеобразный напуск – колпос. Спартанские девушки не сшивали хитон с правой стороны и получался старинный пеплос (прозвище спартанок – голобедрые). Защищаясь от солнца, дождя, нескромных взглядов, а также в знак печали женщины покрывали голову диплоидием. Верхней одеждой был гиматий и при выходе на улицу его краем они прикрывали голову. Женщины из бедных сословий носили ту же одежду, однако она была проще, меньше по объему, без пышной драпировки. Ткани не отличались яркими красками и не украшались яркой каймой. Рабыни не носили гиматия, их хитон был короче принятого в среде свободных женщин.

    Что касается причесок, то юноши предпочитали длинные волосы, мужчины в зрелом возрасте – более короткие. Борода считалась признаком мужества. У женщин основным типом прически в классическую эпоху был так называемый греческий узел. Спереди разделенные пробором волосы опускались на лоб (высокий лоб не считался признаком женской красоты), а на затылке поднимались и собирались в узел, который поддерживался с помощью сеток, шпилек, повязок, зачастую представлявших собой произведения ювелирного искусства. Подчеркивая изящную линию шеи и головы, греческая прическа гармонировала с драпированным костюмом, создавая единый художественный образ. Греки носили преимущественно сандалии, но были и кожаные башмаки.

    В эпоху эллинизма благородная скромность уходит в прошлое, господствуют новые вкусы – страсть к дорогим нарядам, украшениям, демонстрации своего богатства. Появляются богатые восточные ткани – шелк, хлопок (в классическую эпоху – шерсть и лен), новые виды одежды, способы ее ношения. Общий тип драпированного костюма был воспринят и развит в Риме и сохранялся еще на протяжении нескольких столетий.

    Итак, мы видим, что общественная среда накладывала отпечаток, определенную специфику на внешний вид греков. Эта взаимообусловленность общества и быта находит выражение в особенностях семейных отношений и брака.

    Как утверждал Еврипид, греки первыми из древних народов стали придерживаться принципа единобрачия, полагая, что полигамия – обычай варварский и недостойный благородного человека. Институт брака по античным представлениям преследовал две цели: общественную и частную. Общественная – умножение числа граждан, которые будут защищать границы отечества. Частная – продолжение рода. Заключение брака являлось моральным долгом граждан перед семьей и государством (к любви брак не имел никакого отношения). В античности брак – это скорее отношения, основанные на разумном выборе партнера (прагма).

    В Греции не существовало юридических законов, заставляющих мужчин жениться. Однако существовало моральное принуждение, например в Афинах холостые мужчины, не выполнявшие свой долг и не женившиеся, уважением не пользовались. В Спарте к ним относились еще суровее: холостяцкая жизнь вела к частичной утрате гражданских прав, сопровождаясь унижением не только со стороны отдельных граждан, но и со стороны государства. В частности, холостяки в определенный день (зимой) должны были обнаженными обходить рыночную площадь, распевая специальную песнь, в которой признавали свою вину. На них также налагали штрафы. В Спарте в отличие от других полисов разрешались браки с чужестранками, дети, рожденные в них, считались законными наследниками. Но тем не менее юноши предпочитали местных девушек, воспитанных в спартанском духе.

    Выбор мужа – право и обязанность опекуна женщины, как правило, им был отец, брат, либо ближайший родственник. Выдавать замуж разрешалось в 12–15 лет и кровное родство не служило препятствием. Сочетаться браком могли даже дети одного отца. Единственное ограничение – единоутробные дети не должны были вступать в брак. Перед бракосочетанием должно было состояться обручение. Оно являлось важным нормативном актом, так как при этом заключался семейный договор, в котором определялись имущественные отношения и взаимные обязательства сторон. Мужчина, например, обещал не приводить в дом другую женщину, не признавать детей, рожденных вне брака, не наносить обид своей жене. Подобные обязательства принимала на себя и женщина.

    Важным вопросом считалось приданое невесты, которое требовалось по обычаю. Собирать его могла не только семья, но и соседи, родственники, официальные лица. Приданое означало определенный прогресс в эволюции института брака и известную степень эмансипации женщины, приносящей в семью материальные ценности.

    Свадьба имела одновременно юридическое и религиозное значение. Невеста в день свадьбы омывалась водой из священного источника, ее наряжали и украшали. В присутствии гостей приносили жертвы Богам. Главное действо совершалось в доме отца невесты: он передавал свою дочь молодому человеку и произносил священную фразу о том, что вручает ее мужу. В доме отца начинался пир. Невеста не принимала в нем участия и сидела отдельно в группе своих сверстниц, укрытая покрывалом. После пира происходил торжественный переезд в дом мужа. Молодую торжественно подводили к очагу, тем самым посвящая в домашний быт.

    Таким образом, выходя замуж, женщина полностью теряла самостоятельность. Она вела замкнутый образ жизни, занималась домашним хозяйством и большую часть времени находилась на женской половине дома – в гинекее. (В Спарте женщина не была заперта в четырех стенах и пользовалась большей свободой, была настоящей хозяйкой.) Только одно исключение давало возможность женщинам показать себя окружающим – религиозный праздник, священная церемония. В бедных семьях женщины вели более открытый образ жизни, иногда даже торговали на агоре. Жизнь за стенами дома не должна была касаться жены, как и поведение собственного мужа вне стен дома.

    Древний Рим. В Риме женщины не имели гражданских прав и были формально отстранены от участия в государственных делах. Их положение не было таким приниженным, как в Греции. Римлянки пользовались относительной свободой – могли появляться в обществе, ездить в гости, посещать приемы. Что касается семейной жизни, то им не грозило затворничество на женской половине дома – в Риме не существовало подобного понятия. Обычным являлось участие римских женщин в общественной жизни. Они создавали свои женские объединения (например, в Тускуле, в Медиолане), устраивали собрания, обсуждали волнующие их темы.

    Женщины из высших слоев свободно ориентировались в вопросах политики и способны были энергично защищать свои права. Они оказывали влияние на политическую жизнь республики, а позднее и империи: лишенные права участвовать в голосовании, римлянки агитировали за того или иного кандидата, способствовали принятию тех или иных решений и законов на собраниях, вмешивались в политические интриги. В императорский период знатные и богатые женщины принимали участие в украшении своего города, сооружая на свои средства храмы, портики, театры, жертвовали деньги на организацию игр и развлечений. В благодарность городские власти ставили им памятники, объявляли своими благодетельницами. Значительна была роль женщины в государственном религиозном культе. Весталки пользовались большим уважением и почетом в римском обществе: например, глава их коллегии имела право освобождать от смерти преступника, если встречала его на пути к месту казни. Возможностей получить образование у римлянок было больше, чем у гречанок. В эпоху империи многие женщины увлекались литературой, искусством, изучали историю и философию.

    В древние времена в архаичном обществе сложилось представление об идеальном типе женщины как воплощении римских добродетелей – стойкости характера, трудолюбия, соблюдения чести. Уважались целомудрие, стыдливость, чистота души, супружеская верность. Особым почетом среди замужних римлянок пользовались знатные матроны, жены и матери в семьях патрициев. Во всех исторических катаклизмах они неизменно сохраняли верность своему роду, служили опорой семье и своим близким, делили судьбу со своим супругом. «Одномужние» матроны имели свой храм, воздвигнутый в честь патрицианского целомудрия, в который не допускались вышедшие замуж вдовы и разведенные жены.

    Супружеские союзы были традиционно крепкими. При отсутствии собственных детей усыновляли чужих, как правило, своих малолетних родственников. В соответствии с правовыми нормами брак мог совершаться в двух формах: с переходом жены под власть мужа или без перехода. Подобная регламентация регулировала имущественные отношения, так как во втором случае женщина оставалась под властью отца, не порывала связи с родительской семьей и, следовательно, не теряла права на наследство. Перейдя же под власть мужа, жена оказывалась в полной зависимости от него или от его отца. В материальном плане дееспособность женщины на протяжении многих веков была ограничена: ни владеть недвижимостью, ни самостоятельно распоряжаться ею женщина не могла. Со временем, однако, процесс эмансипации затронул и эту сферу: женщины получили возможность выбирать себе опекуна или распоряжаться имуществом через опытного раба (вольноотпущенника). В эпоху империи замужние женщины уже не нуждались в посредниках и могли самостоятельно управлять своим приданым или наследством, например составлять завещание и т. п.

    - 125.50 Кб

    Тема: Женщины философы в античное время

    Введение

    Какова была роль, которую женщины играли в истории философии? Почему эта роль осталась в значительной степени неизвестной? Первый из этих вопросов не так прост, чтобы ответить. Мы знаем, однако, что в древности по крайней мере двадцать одна женщина, изучала, писала и/или обучала философии. По крайней мере три из них, Ипатия из Александрии (370-415 гг. до н.э.), Асклепигения из Афин (ок.375г. до н.э.), и Арете из Кирены (ок.350г. до н.э.), как считалось, вели, возглавляли или совместно с мужчинами руководили школами философии. Эти двадцать одна древних философов женщин были известны некоторым из неизменно входящих в мужскую часть философов, включая Пифагора, Сократа, Платона, Аристиппа и Прокла. Женщины упомянуты в дошедших до нас работах или биографиях некоторых из этих философов, в более ранних историях типа написанной Диогеном Лаэртским (Колесников А.С., 2009).

    Почему тогда женщин изъяли из исторического канона философии? Ветхая ученость едва ли может объяснять эти действия мужчин. Здесь, видимо, дело в характеристике историй философии. Информация относительно мужчин и философов женщин появляется в тех же самых источниках: ранние компендиумы и энциклопедии, средневековые архивные коллекции (особенно в Ватикане), ранние современные профессиональные журналы сохраняли соответствие мужчин и женщин философов. Возможно, это не имеет никакого отношения к тому факту, что в историю философии не включали упоминание практикующих философов женщин, но, странно, что неизвестны и женщины историки философии. В любом случае остается некоторое предубеждение со стороны мужчин по отношению к женщинам философам, как и молчание относительно вклада женщин в философию в больших хронологических справочниках по философии и философских энциклопедиях. Известно, что действующие из предубеждения древние редко обучали девушек вообще, в том числе и философии; действующие из предубеждений средневековые богословы отвергали существование самой способности женщин в сфере управления религиозной или философской (Колесников А.С., 2009).

    Представляется очевидным, что стремление к мудрости не является прерогативой мужчины, данной ему от природы. Многообразны пути к мудрости, как и многообразны формы любви к ней. И, хотя обычно мужчины в поисках метафизических прозрений играли главную роль, но и среди женщин всегда были те, чьим украшением было, по выражению апостола, “не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде” (Дёмин Р.Н.)

    Женщины философы античности: судьбы, идеи

    Начнем с истоков, с ранней греческой философии. Согласно одному из зачинателей биографического жанра в античности, ученику Аристотеля Аристоксену, в молодости учившемуся у пифагорейцев и написавшему не дошедшую, к сожалению, до нашего времени биографию Пифагора, Пифагор свое учение воспринял от Фемистоклеи Дельфийской (Дёмин Р.Н. Петершуле).

    Однако сведений о женщинах-философах очень мало, мало и их работ. Больше, однако, сохранилось фрагментов, чем самих работ.

    Платон включает два фрагмента: сообщение Сократа о взглядах на любовь Диотимы из Мантинеи (приблизительно 415 г. до н.э.), формирует большую часть Пира; и одна из двух оставшихся версий речи Перикла к афинянам - Sophist, которая, как традиционно считают, написана его супругой Аспасией из Милет (приблизительно 400 г.до н.э.) (Колесников А.С., 2009).

    Диотима из Мантинеи была гетерой. Эта выдающаяся женщина дарила идеи Сократу и Платону. Ее слова были признаны мудрейшими в кругу мужчин философов. За это Платон увековечил ее в своем « Пире». В платоновском «Пире» Диотима говорит: «Все люди беременны как телесно, так и духовно, и, когда они достигают известного возраста, природа наша требует разрешения от бремени.. Разрешиться же она может только в прекрасном, но не в безобразном». И добавляет: «Соитие мужчины и женщины есть такое разрешение». Она считала что «всякое творческое стремление к добру и красоте порождается жаждой продолжения жизни. Всякое рождение есть чудо, то есть проявление божественного в человеке, в том числе и когда речь идет о зарождении и становлении в нас нравственности или о познании божественного».

    По преданию Диотима, имя которой по-гречески означает «Богобоязненная», в 429 г. до и. э., во время вспышки чумы, вымолила отсрочку болезни для афинян и была за это сделана жрицей (Колесников А.С., 2009, Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А., 1993)

    Аспасия одна из первых выдающихся женщин, известных в истории. Вторая жена Перикла, крупнейшего афинского деятеля. Аспазия не была уроженкой Афин, поэтому ее брак с Периклом не считался законным. Была обвинена врагами Перикла в непочитании богов и в безнравственности. Оправдана только благодаря защите мужа. Несмотря на то, что множество талантливых людей той эпохи (например, Фидий ) восхищались ее умом и красотой, противники высмеивали ее как гетеру (Современный словарь-справочник, 2000). Аспасию обожал Сократ и познакомил с ней Перикла, с которым тот подружился. В диалоге Платона «Менексен» Сократ воспроизводит речь Аспасии. Она вела философские беседы с Сократом и Анаксагором, рассуждала о политике с Хариносом, о гигиене с Гиппократом, об эстетике с Фидием. Ее утонченность, остроумие, глубина познания того или иного предмета приводили в восторг собеседников. Это отмечал и ученик Сократа Эхиней. Платон отмечал, что он, подобно Периклу, обязан Аспасии возбуждением в нем умственной деятельности (Мусский И.А., 2008, Колесников А.С., 2009).

    Неоцезарийские взгляды Макрины о природе души были записаны на ее смертном одре (приблизительно в 379 г.до н.э) ее братом Григорием Нисским (братом Василия Великого) в Vita Makrinae (Жизнь Макрины) (Колесников А.С., 2008).

    Фрагменты большой работы Аэзарии из Лукании (приблизительно
    350 г.до н э.), Теано из Кротона (дочь Леофрона, уроженка Метапонта или Фурий, пифагорейка, жена Кариста или Кротона, или Бротина-пифагорейца, написала «О Пифагоре», «О добродетели к Гипподаму Фурийскому», «Женские увещевания», «Изречения пифагорейцев» (Фрагменты ранних греческих философов, 1989), Теано (критянка, жена Пифагора, написала «Философские записки», «Изречения», поэму с эпическими стихами; приблизительно 550 до н.э.), Периктионы I (матери Платона, приблизительно 450 до н.э.), Финтии из Спарты (ок. 400 до н.э.), Периктионы II (ок. 300 до н.э.) и Ипатии из Александрии также дошли до нас. Они- среди двадцати одной известных древних женщин философов (Колесников А.С., 2009).

    Жена Пифагора, Тиано , была известным математиком, физиком, медиком, философом. Более того, после смерти Пифагора, Тиано вела его школу еще шесть лет!

    Тиано родилась в 546 году до нашей эры. Ее отцом был то ли Питонакс Критский, то ли Мило Кротонского. В некоторых источниках утверждается, что Теано была дочерью Бронтинуса, преемника Пифагора, а то и вовсе дочерью Пифагора и женой Бронтинуса. Очевидно, путаница произошла отчасти из-за того, что Тиано была на 36 лет моложе своего мужа, а отчасти потому, что в числе последователей Пифагора была еще одна Тиано, тоже математик и физик.

    Хотя Тиано и была первой женщиной-ученицей Пифагора, позднее в его школе было много женщин, как учениц, так и преподавателей (в том числе и сама Тиано). Поскольку все ученики Пифагора жили коммуной и выпускали свои работы под именем Пифагора, сегодня представляется невозможным определить, кто и что именно написал.
    Совершенно определенно известны труды Тиано по принципам золотого сечения. Некоторые исследователи даже утверждают, что имя Пифагора никогда не приобрело бы такого влияния, если бы не работы Тиано, опубликованные после его смерти. Во всяком случае, именно на ее работы есть ссылки в трудах Диогена и многих известных манускриптах тех времен.

    Неизвестно точно даже то, сколько же детей было у Пифагора и Тиано. Предположительно, их было пятеро. Три дочери (Дамо, Майя и Аригноте) стали философами. Один из двоих сыновей стал математиком.

    Интересно, что школа Пифагора существовала за семь поколений до Платона, и ссылки на нее есть у Гераклита, Платона, Геродота и самого Аристотеля. Каким образом последний, утверждавший о недоразвитости женщин по сравнению с мужчинами, ухитрился «забыть» женщин, входивших в школу Пифагора и вполне конкретные работы его жены.

    Постепенно школа Пифагора стала практически править Кротоном, чем, скорее всего и объясняется необычное для того времени отсутствие дискриминации в приеме учеников. Скорее всего из-за религиозных дрязг (на Кротоне слишком уж почитали египетского Осириса), там однажды случился бунт, в ходе которого Пифагор и несколько его сподвижников были убиты, а многие изгнаны.

    Тиана управляла школой, которая была рассеяна по всей Греции, что было сложнее, чем управлять коммуной в слиянии с правительством.

    К сожалению, все, что мы знаем о работах Тиано, мы знаем из упоминаний о них в других, более поздних источниках, оттуда же известны и описания таких модных в античные времена публичных дебатов, где принимала участие Тиано. Известно, что она, как минимум, написала такие труды, как «Жизнь Пифагора», «Космология», « Теорема Золотого Сечения», «Теория Чисел», «Строение Вселенной» и «О Благонравии».

    Гипа́тия (Ипа́тия) Александри́йская (370 (?)- 415 ) - женщина-учёный греческого происхождения, философ , матема тик , астроном .

    Гипатия, дочь Теона, всю свою жизнь провела в Александрии, где снискала уважение и почет как философ и ученый. В то время Александрия, знаменитая своим интеллектуальным аскетизмом и одновременно крайностями утонченной чувственности, находилась на перекрестке культурных традиций (Фили К, 2002). Гипатии, выросшей в интеллектуальной среде и получившей от отца блестящее образование, были близки научные интересы Теона. Поэтому неудивительно, что она со временем становится его ближайшим сотрудником. Говорят, что она даже превосходила своего отца, ибо, как пишет Дамаский, была по природе “талантливее и утонченнее”.

    Образование Гипатия получила под руководством своего отца, Теона Александрийского , принадлежавшего к числу учёных Александрийской школы (Штекли, 1971).

    Около 400 года Гипатия была приглашена читать лекции в Александрийскую школу, где заняла одну из ведущих кафедр - кафедру философии. Преподавала философию Платона и Аристотеля ; также преподавала математику, занималась вычислением астрономических таблиц. Написала комментарии к сочинениям Аполлония Пергского и Диофанта Александрийского , которые до нас не дошли. В своих лекциях Гипатия не ограничивалась философией (которая и во времена классической античности, и в период эллинизма оставалась уделом аристократии), а обучала также математике, включая арифметику, геометрию, астрономию (которую, исходя из платоновского понимания этой науки, Гипатия считала вершиной знания) и музыку, т.е. дисциплины, которые Боэций впоследствии назвал квадривием. Но все же математические дисциплины рассматривались Гипатией лишь как ступени, ведущие к метафизическому познанию. Свою основную задачу она видела в исследовании тайны бытия (Фили, 2002).

    Историк Сократ Схоластик характеризует Гипатию следующим образом: «Она приобрела такую учёность, что превзошла современных себе философов; была преемницей платонической школы, происходившей от Платона , и желающим преподавала все философские науки. Поэтому хотевшие изучить философию стекались к ней со всех сторон. По своему образованию, имея достойную уважения самоуверенность, она со скромностью представала даже пред лицом правителей; да и в том не поставляла никакого стыда, что являлась среди мужчин, ибо за необыкновенную её скромность все уважали её и дивились ей (Штекли, 1971)

    Гипатия принимала участие в александрийской городской политике, имея влияние на главу города, префекта Ореста . Это обстоятельство вызывало постоянные трения с епископом Кириллом (впоследствии канонизированным), почему христианская община считала Гипатию виновной в возникшей в итоге смуте. В 415 году группа египетских христиан, сторонников епископа Кирилла, напала на Гипатию и убила её. Христианский историк Сократ Схоластик вину в смерти Гипатии возлагает на «некоего Петра». Вскоре после смерти Гипатии многие из её учеников покинули город, что послужило началом упадка Александрии как научного центра (Штекли, 1971).

    Описание работы

    Какова была роль, которую женщины играли в истории философии? Почему эта роль осталась в значительной степени неизвестной? Первый из этих вопросов не так прост, чтобы ответить. Мы знаем, однако, что в древности по крайней мере двадцать одна женщина, изучала, писала и/или обучала философии. По крайней мере три из них, Ипатия из Александрии (370-415 гг. до н.э.), Асклепигения из Афин (ок.375г. до н.э.), и Арете из Кирены (ок.350г. до н.э.), как считалось, вели, возглавляли или совместно с мужчинами руководили школами философии. Эт

    Внесла неоценимый вклад в европейскую культуру. Литература, архитектура, философия, история, другие науки, система государственности, законы, искусство и мифы Древней Греции заложили основу современной европейской цивилизации. Греческие боги известны во всем мире.

    Греция сегодня

    Современная Греция мало знакома большинству наших соотечественников. Страна находится на стыке Запада и Востока, соединяя Европу, Азию и Африку. Протяженность береговой линии составляет 15 000 км (с учетом островов)! Наша карта поможет найти самобытный уголок или остров , на котором еще не бывал. Мы предлагаем ежедневную ленту новостей . Кроме того, много лет мы собираем фото и отзывы .

    Отдых в Греции

    Заочное знакомство с древними греками не только обогатит Вас пониманием того, что все новое – это хорошо забытое старое, но и побудит отправиться на родину богов и героев. Где за развалинами храмов и обломками истории живут наши современники с теми же радостями и проблемами, как и их далекие предки тысячелетия назад. Вас ждет незабываемый отдых , благодаря самой современной инфраструктуре в окружении девственной природы. На сайт Вы найдете туры в Грецию , курорты и отели , погода . Кроме того, у нас вы узнаете как и где оформляется виза и найдете Консульство в Вашей стране или греческий визовый центр .

    Недвижимость в Греции

    Страна открыта для иностранцев, желающих приобрести недвижимость . Любой иностранец имеет на это право. Только в приграничных районах не гражданам ЕС необходимо получить разрешение на покупку. Однако поиск законных домов, вилл, таунхаусов, квартир, правильное оформление сделки, последующее обслуживание представляют непростую задачу, которую много лет решает наша команда.

    Русская Греция

    Тема иммиграции остается актуальной не только для этнических греков, живущих за пределами своей исторической родины. На форуме для иммигрантов обсуждаются как юридические вопросы , так и проблемы адаптации в греческом мире и, вместе с тем, сохранения и популяризации русской культуры. Русская Греция неоднородна и объединяет всех иммигрантов, говорящих на русском языке. В то же время, в последние годы странане оправдывает экономических ожиданий иммигрантов из стран бывшего СССР, в связи с чем мы наблюдаем обратное переселение народов.

    Красота во все времена обожествлялась людьми, вызывала восхищение и вдохновляла на подвиги. Каждая эпоха имела свое представление о женской красоте, которое эволюционировало с течением времени. Эталон женской красоты менялся с самого появления человека на земле. Взгляды на женственность и привлекательност ь базировались на нестабильной основе, которая зависела от религиозных и моральных устоев и веяния культурных ценностей. Во времена Древней Греции красота человеческого тела была возведена практически в религиозный культ. Ей поклонялись, боготворили и считали наибольшим даром и талантом.

    Понятие красоты в историческом аспекте

    Древние греки оценивали женское тело по параметрам, близким к современным. Они считали красоту высшим проявлением щедрости богов – красивый человек, как мужчина, так и женщина, пользовались не меньшей популярностью и почтением, чем знаменитый полководец или государственный деятель. Самые красивые люди составляли особую прослойку в обществе, были многоуважаемыми и почтенными вдохновителями поэтов и творческих людей. Им посвящали стихи, песни, скульпторы ваяли с них статуи.

    Со времен Древней Греции сохранилась история создания одной из статуй богини красоты и любви - Афродиты. Оказывается, что , один из самых талантливых творцов грациозных скульптур человеческого тела, сделал ее по образу своей возлюбленной. За это его обвинили в святотатстве и вызвали в суд, ведь по законам того времени было запрещено ваять богов с человеческого образа, а тем более – ассоциировать богиню со смертной женщиной. Считалось, что небожители могли разгневаться на человека за подобные оплошности, и в праведном гневе уничтожить всех жителей города.

    В качестве защиты скульптор привел в суд свою возлюбленную Фрину. Раздев ее перед всеми присутствующими, Пракситель спросил, почему они не довольны ее телом и считают, что оно не божественное? Убедившись в неотразимости тела Фрины, судьи не смогли навести аргументов и вынуждены были отпустить мастера на свободу.

    Понятие красоты у мужчин также было четко определено. Уважалось спортивное, подтянутое тело, ведь греки были большими приверженцами здорового образа жизни. Образцом подражания для них были олимпийские боги – они априори считались идеалом, к которому нужно стремиться. У юношей было принято чисто выбривать лицо, носить длинные волнистые волосы, стянутые обручем или шелковой лентой. По мере взросления, они получали право носить бороду, прическа ставала короче.

    Афродита Милосская - эталон женской красоты

    Идеалом привлекательност и в период античности считалось абсолютно пропорциональное, спортивное тело. Для женщины большим преимуществом считался высокий рост, развернутые плечи, осиная талия, слегка расширенный таз, вертикальная линия живота (плоский подтянутый живот) и стройные ноги. Очень красивой считалась комбинация светлых волос, голубых глаз, прямого носа с небольшой горбинкой и высокого лба. Именно под такое описание попадает еще одна известная статуя - Афродита Милосская. Она была идеалом красоты и олицетворяла высшее совершенство природы. Статуя изображает стройную женщину с грациозной осанкой. Ее рост составляет 164 см, а объемы груди, талии и бедер соответственно – 86, 69 и 93 см. Большое значение греки уделяли симметричности и пропорциональнос ти лица.

    Безупречно красивое лицо условно можно было разделить на три ровные части по линиях бровей и кончика носа. Красивыми считались блондинки с голубыми глазами, волосы у которых собирались в элегантный, низко поставленный пучок.

    В поисках идеального эталона красоты греки пытались применить научный подход, который оказался вполне справедливым. Но, помимо этого, изучение безупречности женского тела положило начало для новых понятий и направлений, таких как гармония и эстетика.

    Согласно с главными канонами, определяющими представление греков о красоте, привлекательной считалась женщина с прямым носом, большими, широко открытыми глазами, расстояние между которыми должно быть не менее размера одного глаза. Размер глаз умело подчеркивался округлыми дугами бровей. Всё это великолепие обрамлялось ровными линиями носа, подбородка и невысоким лбом. Волосы не обрезались, а укладывались в аккуратную прическу, перевязанную шелковой лентой на затылке. Даже по сегодняшний день этот прием используется в парикмахерском искусстве, и получил название «античного узла».

    Учитывая любовь греков к геометрии и математике, все параметры привлекательност и получили точное определение в отношении пропорций. Художники и скульпторы разрабатывали личные каноны и модули, используя их в своих творениях.

    Следует отметить, что у древних греков не было принято изображать полностью обнаженное женское тело – это считалось непристойным и унижало достоинство женщины. Большинство скульптур только частично обнажены, и прикрыты элементами оформления, высеченными из камня – имитацией драпировки из ткани, частями одежды и т. п. Афродита Милосская и Афродита Праксителя являются довольно редкими исключениями из этого правила. Для того, чтобы не закрепить за ними репутацию непристойных творений искусства, статуи изображают женщин во время подготовки к купанию – так их авторам удалось избежать общественного осуждения.

    Красота на все времена

    Женская красота почиталась во все времена всеми народами, но отношение к ней греков всегда было особенным. Именно они придали красоте характер культа. Один греческий мудрец и поэт перед смертью позвал дочерей и дал им жизненное напутствие. Оно гласило, что женщина может быть умной (если ей это нужно), доброй (если захочет), но красивой она обязана быть всегда. Такое жизненное кредо актуально и по сегодняшний день.

    Греческий эталон женской красоты во многом схож с современными представлениями о привлекательност и и безупречности женского тела. Во времена Олимпийских богов ценилась естественная красота, и декоративная косметика практически не использовалась. Тело должно было быть подтянутым, стройным и атлетически сложенным, что не менее ценится и сегодня. Конечно же, каждая женщина не обязана быть голубоглазой блондинкой с пропорциями Венеры или Афродиты чтобы представлять из себя эталон красоты. Но женщина должна пытаться жить в гармонии со своим телом, подчеркивая его достоинства.

    В древней культуре существовало обособленное понятие для обозначения красоты – калокагатия. Оно выделяло особенное, гармоничное сочетание внешней красоты человека и его нравственных достоинств. Греки считали, что красивый человек по умолчанию не может быть злым или плохим, так как боги награждают привлекательными чертами только достойных.

    Культ женской красоты настолько крепко засел в умах людей эпохи античности, что с наступлением христианства, пропагандировавш его скромность и отрешенность от всего телесного, началась жестокая борьба против всех проявлений женственности. Уничтожались прекрасные греческие и римские статуи, сжигались древние книги и свитки. В период буйствования инквизиции, красивая женщина могла легко быть заподозренной в пособничестве с дьяволом. Только с началом Возрождения, культ гармонии и естественности начал возвращаться.

    Как сейчас греки представляют себе идеальную женщину?

    Современные греки только частично являются потомками древних эллинов, заселявших эту территорию много веков назад. За больше чем два тысячелетия произошло смешение разных народов – на территорию Балканского полуострова прибывало много переселенцев с Востока и северной Африки, что повлекло за собой изменение национального состава. Нынешние греки относятся к народностям южного типа, и отличаются вспыльчивым темпераментом, хорошим чувством юмора и дружелюбностью. В женщинах они ценят, прежде всего, интеллект и умение развеселить мужчину. В отличие от своих соседей из Турции, греки проявляют уважение к женщинам, считают их равными себе.

    Греческое отношение к красоте эволюционировало на протяжении многих веков, но всегда во главу угла ставились понятия эстетики и духовной привлекательност и. Женщина и мужчина, по мнению древних философов, являли собой одно целое, и должны гармонично дополнять друг друга во всех отношениях.

      Философия и туризм в Греции

      Традиционные праздники в Греции. Женский день Гинекократия

      Эпидавр-древний город

      находится в 8 км на северо восток от Святилища Асклепия, на территории современного Муниципалитета древнего Эпидавра, на берегу Саронического залива. Следы обитания на территории порта, где позже развивался город Эпидавр, ведут нас к 2-3 тысячелетию до нашей эры. На холме Катарахи обнаружены шахтные гробницы микенского периода.

      Афины - советы для туристов

      Неподалеку от Спарты находится средневековый город Мистра. Во время поздней Византийской империи он был важным культурным и политическим центром. В период с 1249-го по 1262-й год Мистра была центром Ахейского княжества, а позднее столицей Морейского деспотата.

    Культура

    Роковая женщина, красота которой может привести к тому, что мужчины рушат страны, - это тема, которая популярна сегодня как никогда раньше. Образ таинственной, соблазнительной женственности ищет свой собственный путь, независимо от последствий, и пленит людей на протяжении тысяч лет.

    Будь то богиня или обычная смертная женщина, мужчины будут бороться, умирать и рвать на части империи из-за нее, затем будут обвинять ее во всем, и часто сжигать на костре. Почти сверхъестественное мастерство, с которым она пленяет свою жертву, заставляет мужчин по-разному ее описывать, для кого-то она демон, ведьма, а для кого-то даже вампир.


    10. Елена Троянская

    Эта легендарная спартанская красотка, как рассказывается, родилась после того, как бог Зевс, приняв образ лебедя, спустился с Олимпа, чтобы соблазнить ее мать Леду. В возрасте 10 лет она была похищена Тесеем, но ее братья пришли на помощь и спасли Елену. Тиндарей, ее земной отец, заставил каждого из ее княжеских женихов поклясться в верности человеку, которого он выбрал ей в мужья – Менелаю.


    Когда Парис, принц Трои, похитил ее, все связанные клятвой князья пошли на войну в поддержку Менелая. Князья и их армии осаждали Трою в течение 10 лет, до тех пор, пока Елена не была освобождена и возвращена Менелаю. После покушения на ее жизнь, бог Аполлон доставил ее на Олимп, где она стала бессмертной.

    9. Дух Иезавели

    Эта дочь финикийского царя-священника Ефваала вышла замуж за еврейского царя Ахава и убедила его отречься от еврейского бога Яхве (Иегова) в пользу Тириона Ваала. Когда по ее наставлению были убиты пророки Яхве, пророк Илия предсказал, что ее ждет тяжелое наказание, которое будет божественным возмездием. Иезавель вынудила Илию бежать, чтобы спасти свою жизнь. Илия сказал ее мужу, Ахаве, что он и его наследники будут уничтожены, а Иезавель будет отдана на съедение собакам.


    Пережив смерть своего мужа Ахавы, Иезавель бросила вызов пророку Илии, однако, проиграла и погибла, а большую часть ее тела съели собаки. Имя Иезавель до сих пор остается символом порочной и мерзкой женщины.

    8. Красота Клеопатры

    После того, как она не получила престол после смерти своего отца, Клеопатра решила вернуть свой трон при помощи обольщения. В 48 году до нашей эры Юлий Цезарь прибыл в Александрию, через год она родила ему сына и последовала за ним в Рим, где он был убит. Вернувшись в Египет, она помогала римским героям (Август, Лепид и Марк Антоний), оказывая на последнего такое влияние, что он отказался от Рима, только чтобы быть с ней. Она родила ему троих детей. Когда Антоний был разбит Августом в морской битве, он и Клеопатра вместе сбежали.


    Когда до него дошли слухи о том, что Клеопатра погибла, одурманенный Антоний заколол себя и умер у нее на руках. Так и не сумев соблазнить Августа, она покончила с собой, позволив змее себя укусить. Многие считают ее египетской царицей, но на самом деле она была македонской, как и Александр Великий. Тем не менее, миф о Клеопатре, царице Нила, чья красота дурманила великих людей, вечен.

    7. Самсон и Далила

    Самсон был мифическим героем и лидером евреев. Получив от Бога сверхъестественную силу, ангел сказал его родителям, что его никогда нельзя стричь и брить, потому что сила будет утрачена. Самсон несколько раз одерживал победу над врагами евреев филистимлянами, и даже убивал льва голыми руками. Он казался непобедимым, но, к сожалению для него, влюбился в девушку по имени Далила.


    По указанию короля филистимлян Далила остригла волосы Самсона пока он спал, и тем самым лишила его силы. Его враги вырезали ему глаза, и Самсон был вынужден работать в качестве раба. Хотя так и неизвестно, что стало с ней, и по сей день каждая "Далила" считается опасной соблазнительницей.

    6. Саломея

    Евангелие от Марка рассказывает, как Иоанн Креститель умер из-за коварства Саломеи, дочери Иродиады, жены Ирода. Несмотря на заключение Иоанна в тюрьму из-за крещения Христа, Ирод уважал и боялся его. Иродиада ненавидела Иоанна из-за того, что он назвал ее брак незаконным, но Ирод отказывался причинять ему вред.


    Иродиада тогда попросила Саломею станцевать перед царем, которая так ему понравилась, что он пообещал дать ей все, что она захочет. Мать поручила ей попросить голову Иоанна, а Ирод не смог ей отказать. Палач, посланный, чтобы обезглавить Иоанна, вернулся с головой пророка на блюде. Саломея передала затем трофей своей матери.

    5. Медея и Ясон

    Догомеровская греческая баллада "Аргонавты" рассказывает нам историю о Медее. Дочь короля Ээта Медея влюбилась в Ясона. Когда царь, преданный Ясоном и его аргонавтами, послал армию, что напасть на них, Медея использовала свое волшебство, чтобы успокоить воинов, она даже убила своего собственного брата, чтобы помочь любимому сбежать.


    Позже она ловко убедила дочерей Пелия расчленить своего отца и сварить его в котле, в надежде, что тем самым она сможет сохранить свою увядающую молодость. Когда Ясон бросил ее ради другой, она подарила его новой избраннице халат, надев который она сгорела в огне, также как и все присутствующие, в том числе и отец Медеи. Печально известный гнев Медеи распространился даже на ее детей, она лишила жизни всех 14 детей, которые их связывали с Ясоном.

    4. Русалки – Сирены

    Известные истории говорят нам о том, что сирены были дочерьми речного божества Ахела. Их имена означали – красивое лицо, красивый голос, белое существо, прекрасная музыка, обворожительное лицо и т.д. Как известно, они бросили вызов музыкальным музам, но были побеждены, поэтому оказались в лесных реках на скалистой береговой линии южной Италии, заманивая моряков, не знавших что идут на смерть, своими песнями и красотой.


    Когда Одиссей оставил волшебницу Цирцею на своем пути к дому, она предупредила его, чтобы он попросил членов своего экипажа вставить в уши воск во время проплывания мимо скалистых берегов, где и жили эти существа. Одиссей пожелал услышать пение сирен, поэтому он приказал своему экипажу накрепко привязать его к мачте, что и было сделано. Хотя сирены просили Одиссея остановиться и прийти к ним, но опасность все же удалось миновать.

    3. Сфинкс

    Воплощение тайны, в греческом мифе о ней говорят как о дочери Ортуса и Химеры. Загадочный монстр, она обладала головой и грудью женщины, телом льва, хвостом змеи, крыльями орла и была послана Герой, чтобы наказать людей Фив. Она поселилась на горе Фичум рядом с входом в город, где она каждому прохожему загадывала загадку, ответить на которую было практически невозможно. Если человек отвечал неправильно, то Сфинкс съедала его.


    Правитель Фив, ужаснувшись от количества убитых граждан, предложил свою корону любому, кто сможет ее убить. Эдип, очень умный греческий путешественник, принял этот вызов. Когда он дал верный ответ на загадку Сфинкса, она, будучи побежденной, покинула город. Альтернативное окончание истории – Сфинкс сожрала сама себя.

    2. Богиня Кали

    Эта жестокая индуистская богиня (ее имя в переводе означает "черный") представляет собой нечто очень сладострастное, но одновременно и ужасное. Все мы знаем, что ничего не длится вечно, согласно легенде, это от того, что Кали разрушает все. Человеческая кровь капает из трех ее пылающих глаз, ее язык так и норовит выпить всю кровь из своих жертв, змеи корчатся на ее шее, а ее черное тело украшено цепями из человеческих черепов.


    В каждой из своих десяти рук она сжимает оружие. Во время обряда в честь нее люди приносятся в жертву. Она коварная убийца, которая не обращает внимания на мольбы о пощаде. Когда ее муж Шива оказался среди жертв, она обезглавила его и танцевала на его теле.

    1. Карина

    Царь Соломон, охотившись в египетской пустыне, встретил красивую голую женщину, которая потребовала от него объяснений с какой стати он охотится на ее земле. Когда она заявила, что ни один мужчина не может побороть ее, Соломон поинтересовался, кто же все-таки может это сделать? Она ответила, что это под силу лишь архангелу Михаилу. Соломон вызвал Михаила, сияющие доспехи которого настолько испугали ее, что она мгновенно поседела и постарела, и предстала в виде страшного демона Карины.


    Мать погибших детей и причина болезней животных, взгляд ее, как утверждается, не давал коровам беременеть, овцам выращивать свое потомство, а сельскохозяйственным культурам расти. Было даже выдвинуто предположение, что ее яркий свет даже способствует тому, что мужское семя теряло свою силу.

    Изначально будучи человеком, она съела своих детей, чтобы получить магическую силу. С тех пор она могла рожать только мертвых детей, и любую женщину, которой она показывала свои кровавые наружные половые органы, ждала та же участь. Любой мужчина, который видел ее, как минимум, болел. "Это была судьба", - сказала она Соломону.