Войти
Женский портал - Lizabrodskaya
  • «трансёрфинг реальности» избыточные потенциалы Как сбросить избыточный потенциал
  • Хотите, чтобы желания сбывались?
  • Как правильно питаться весной Диета «Нулевой живот»
  • Почему не получается похудеть при правильном питании и занятиях спортом - основные причины и что делать Не получается похудеть что делать
  • Изобретения будущего, которые уже должны быть
  • Твит Маска после победы бота на турнире
  • Какой метод используют для развития выносливости. Что такое выносливость, какой она бывает и как ее правильно развивать. Задачи, решаемые в процессе развития выносливости

    Какой метод используют для развития выносливости. Что такое выносливость, какой она бывает и как ее правильно развивать. Задачи, решаемые в процессе развития выносливости

    Развитию выносливости способствует регулярный бег трусцой. Бегать необходимо не менее трех раз в неделю, а продолжительность одной тренировки должна составлять минимум 20-30 минут. Со временем продолжительность беговых тренировок желательно увеличивать до 60 минут.

    Чтобы заниматься бегом с комфортом, необходимо обзавестись подходящей спортивной одеждой и обувью. Кроссовки для тренировок должны иметь упругую подошву, а одежда должна быть сшита из дышащих и легких тканей.

    Преодолевая дистанцию, следует контролировать свое дыхание и скорость бега. Чтобы меньше уставать, дышать нужно ровно, а бежать с постоянной скоростью и не торопиться. Особенно при первых тренировках ни в коем случае нельзя изматывать свой организм повышенными физическими нагрузками и пытаться бежать быстро. Важно понимать, что если цель тренировки не бег на скорость, а развитие выносливости, то спешка не поможет добиться желаемого результата.

    Тем, кто очень быстро устает от бега, рекомендуется сначала позаниматься спортивной ходьбой. В отличие от бега, при котором на ступни приходится повышенная нагрузка, при ходьбе нагрузка на ноги снижается вдвое. При спортивной ходьбе тренируется не только ноги, но и мышцы плечевого пояса, а также спинные мышцы.

    Во время занятий спортивной ходьбой следует соблюдать два правила:
    1. Нога, делающая шаг вперед, полностью выпрямляется.
    2. Одна из ступней ног постоянно должна находиться с землей. То есть, когда одна нога отрывается от земли, вторая должна наступать на землю (при беге этого не происходит, во время бега у спортсмена есть так называемая фаза «полета», которая длится доли секунды). Поэтому быстрая ходьба не должна переходить в медленный бег.

    Зимние виды спорта тоже отлично закаляют организм и развивают физическую выносливость, особенно это касается катания на беговых лыжах и конькобежного спорта. Катание на беговых лыжах нагружает большое количество мышц и помогает в борьбе с лишним весом. Если кататься 2-3 раза в неделю, то это позволит укрепить ноги и плечевые мышцы, а также сделать организм более выносливым.

    Тренируя выносливость, не стоит забывать и про регулярные домашние тренировки. Утренняя зарядка, в которую входят такие упражнения, как приседания и отжимания, отлично повышает тонус организма.

    Катание на коньках развивает не только выносливость, но и тренирует вестибулярный аппарат. Регулярные пробежки на коньках по ледовым дорожкам являются отличной альтернативой беговым тренировкам.

    Летом для развития выносливости очень полезно плавать. Плавание тренирует дыхательную систему намного эффективнее, чем бег. К тому же, водные процедуры способствуют закалке и укрепляют иммунитет. Однако для достижения необходимого эффекта плавать требуется регулярно (2-3 раза в неделю). И чтобы повысить выносливость, следует преодолевать за одну тренировку по 300-400 метров. Конечно, совершать дальние заплывы следует не с первых тренировок. Дистанцию нужно увеличивать постепенно, начиная с 50-100 метров.

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Негосударственная автономная некоммерческая образовательная организация

    САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Факультет психологии


    ВЫНОСЛИВОСТЬ И МЕТОДИКА ЕЕ РАЗВИТИЯ


    Выполнил: студент IV курса

    заочной формы обучения

    Иконников Александр Николаевич

    Проверил: Федоров В.П.


    Санкт-Петербург 2006


    Введение

    Определение выносливости и ее отдельных видов

    Факторы, обуславливающие уровень развития выносливости

    Возрастные особенности проявления выносливости

    Критерии и методы оценки выносливости у занимающихся физической культурой и спортом

    Задачи, решаемые в процессе развития выносливости

    Средства развития выносливости

    Методы и методики, применяемые для развития выносливости

    Заключение

    Список использованной литературы


    Введение


    Выносливость это физическая способность (качество) человека, выражающееся в способности противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Выносливость играет важную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья, в спортивной деятельности служит предпосылкой развития других физических качеств.

    От того, насколько успешно будет развиваться это качество у конкретного человека в процессе занятий физической культурой и спортом во многом зависит насколько будет успешна его физкультурно-спортивная деятельность в целом. Этим обстоятельством обусловлена актуальность данной темы.

    В нашем реферате рассматривается сущность развития выносливости и определение наиболее эффективных методик ее совершенствования.

    Для этого нами изучены особенности выносливости, как одной из важнейших физических способностей человека; выявлены наиболее значимые задачи, средства, методы и методические подходы в развитии выносливости.


    1. Определение выносливости и ее отдельных видов


    Выносливость - это способность человека к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения её эффективности.

    В любой деятельности человека участвует организм в целом. Однако в зависимости от ее разновидности какое либо звено или система организма выполняет большую часть работы. В процессе решения двигательной задачи спортсмену предстоит преодолевать утомление, имеющее в каждом отдельном случае вполне конкретный характер.

    Можно выделить несколько аспектов самого понятия «выносливость»:

    • устойчивость индивида к воздействию нарастающего утомления,
    • способность индивида длительно работать с предельной интенсивностью способность к мобилизации психофизических резервов,
    • способность эффективно выполнять соревновательную деятельность,
    • продолжительность двигательной активности на фоне устойчивого равновесия функций и систем организма,
    • способность к узкоспецифичной или интегральной деятельности.
    • При этом, интегральные свойства способности индивида к проявлению выносливости, проявляемые с реализацией комплекса физических качеств, указывают на их неразрывную связь, поскольку их реализация обеспечивается теми же биологическими механизмами. Поэтому условное выделение её в самостоятельную категорию обусловлено, главным образом, необходимостью классификации используемых средств и методов в педагогических технологиях её развития. В соответствии с принятой классификацией в теории и методике физического воспитания различают так называемый "сопряженные" виды выносливости: силовую, скоростную, скоростно-силовую, координационно-двигательную и статическую.
    • Существуют другая, более полная классификация разнообразных форм проявления выносливости, которые группируются по тем или иным признакам. Например:
    • выносливость к работе циклического, ациклического или смешанного характера;
    • выносливость к работе в конкретной зоне мощности (максимальной, субмаксимальной, большой, умеренной);
    • выносливость статическая или динамическая;
    • выносливость локальная, региональная или глобальная;
    • выносливость аэробная или анаэробная;
    • выносливость скоростная, силовая или координационная;
    • выносливость общая или специальная;
    • выносливость дистанционная, игровая или многоборная и др.

    Однако нет таких двигательных действий, которые требовали бы проявления какой-либо формы выносливости в "чистом виде". Например, силовая выносливость может носить аэробный или анаэробный характер проявляться в циклических или ациклических упражнениях, в работе может участвовать небольшое число мышечных групп или почти все мышцы тела.

    В практике обилие всех форм проявления выносливости обычно сводятся к двум её видам: общей и специальной.

    Общая выносливость - это способность человека к продолжительному и эффективному выполнению работ неспецифического характера, оказывающую положительное влияние на развитие специфических компонентов работоспособности человека, благодаря повышению адаптации к нагрузкам и наличию явлений "переноса" тренированности с неспецифических видов деятельности на специфические.

    Специальная выносливость - это способность к эффективному выполнению работы и преодолению утомления в условиях детерминированных требованиями конкретного вида деятельности.

    Кроме всего прочего, характер выносливости, проявляемой в двигательной деятельности, зависит от числа мышечных групп, принимающих активное участие в работе. По этому признаку выносливость подразделяют на тотальную (проявляемую, тогда, когда в работе участвует свыше 2/3 всех мышечных групп, региональную (когда активно функционирует от1/3 до 2/3 мышечных групп) и локальную (когда активно функционирует менее 1/3 общего числа мышечных групп.


    2. Факторы, обуславливающие уровень развития выносливости


    Реализация способности человека к проявлению различных видов выносливости обусловлена многими факторами. К ним можно отнести не только социальные и личностные особенности индивида, но и особенности его морфофункционального развития, состояния здоровья, спортивно-технического мастерства, устойчивости к воздействию стресс-фактора.

    Уровень развития и проявления выносливости зависит:

    • От наличия энергетических ресурсов в организме человека,
    • От уровня функциональных возможностей различных систем организма (сердечно-сосудистой, ЦНС, нервно-мышечной и др.),
    • От быстроты активизации и степени согласованности в работе этих систем,
    • От устойчивости физиологических и психических функций к неблагоприятным сдвигам во внутренней среде организма,
    • От экономичности использования энергетического и функционального потенциала организма,
    • От подготовленности опорно-двигательного аппарата,
    • От совершенства технико-тактического мастерства,
    • От личностно-психологических особенностей.

    3. Возрастные особенности проявления выносливости


    Увеличение функциональных возможностей организма, лимитирующих выносливость, происходит особенно значительными темпами в периоды, предшествующие зрелому возрасту. Уже в конце подросткового периода определяются наибольшие величины относительного МПК и показатели активности кислородного обмена. Следовательно, в этом возрасте созревает часть предпосылок к проявлению значительной аэробной выносливости.

    Наибольшие величины МПК, предельные параметры кислородного долга и ряда других показателей функциональных возможностей, определяющих выносливость разного типа, наблюдаются у людей зрелого возраста. После 40 лет постепенно все заметнее выявляется возрастной регресс выносливости.

    Уровень проявления выносливости виден и по времени работы в разных зонах мощности представлен в таблице 1.


    Таблица 1. Показателя времени работы в зонах относительной мощности в циклических упражнениях у людей различного возраста (обобщенные данные)

    Возрастные группы-Зовы мощностиМаксимальнаяСубмаксимальная (диапазон)БольшаяУмеренная1-й2-йВзрослыедо 20 сдо 40 с40-120 с2-10 мин10-60 мин и более15-16 летдо 15сдо 42 с42-160 с2 мин 40 с - 11 мин 10 с> 11 мин 10с13-14 летдо 15 сдо 45 с45-200 с4 мин 40 с - 16 мин 50 с> 16 мин 50с9- и детидо 9 сдо 50 с50-90 с1,5-25 мин> 25 мин

    Возрастные различия в работе тех или иных органов и систем организма определяют в значительной мере и различную методику развития выносливости. К примеру, для развития скоростной выносливости в работе максимальной мощности будет развиваться при использовании легкоатлетического бега на дистанции - 30-60 м - у младших, 100 м - у старших школьников, 100-200 м - у квалифицированных бегунов.


    4. Критерии и методы оценки выносливости у занимающихся физической культурой и спортом


    О состоянии и степени развития выносливости судят по ряду общих и частных показателей. Естественно, что выбор их зависит от особенностей той деятельности, по отношению к которой определяется выносливость, одним из обязательно учитываемых параметров является время, в пределах которого совершается деятельность.

    При этом в одних условиях учитывается время, в течение которого удается совершать без снижения заданного уровня эффективности, оцениваемой по количественным и качественным критериям, в других - предельно возможное время выполнения работы «до отказа». В практике физического воспитания интегральными внешними показателями выносливости чаще всего служат:

    в упражнениях циклического характера, направленных на преодоление расстояния, - минимальное время преодоления заданной и достаточно протяженной дистанции (например, 1-2 км) либо (значитёльно реже) общая протяженность дистанции, которую удается преодолеть в заданное время (например, в 12-минутном тесте Купера» или в «часовом беге»);

    в серийно повторяемых упражнениях ациклического и комбинированного характера - суммарное число повторений (или суммарное число движений) в заданное время (например, за 20-30 мин. при «максимальном тесте» в рамках «круговой тренировки»);

    в сложноорганизованных формах двигательной деятельности типа игр и единоборств - степень сохранения и изменения двигательной активности на протяжении обусловленного времени (с учетом числа эффективных атакующих и оборонительных действий по периодам игры или схватки и т. д.).

    В совокупности со всеми этими показателями обычно учитываются и другие. В числе их одним из общих является стабильность технически правильного выполнения действий - отсутствие или минимальное число нарушений техники в указанных условиях.

    Если при прямом способе испытуемому предлагают выполнять какое-либо задание (например, бег) с заданной интенсивностью (60, 70, 80 или 90% от максимальной скорости), а сигналом для прекращения теста является начало снижения скорости выполнения данного задания, то, важно отметить, что на практике педагоги по физической культуре и спорту прямым способом пользуются редко, поскольку сначала нужно определить максимальные скоростные возможности испытуемых (по бегу на 20 или 30 м с ходу), затем вычислить для каждого из них заданную скорость и только после этого приступать к тестированию. В практике физического воспитания в основном применяется косвенный способ, когда выносливость занимающихся определяется по времени преодоления ими какой-либо достаточно длинной дистанции. Так, например, для учащихся младших классов длина дистанции обычно составляет 600-800 м; средних классов - 1000-1500 м; старших классов - 2000-3000 м.


    5. Задачи, решаемые в процессе развития выносливости


    Задачи развития общей выносливости состоят в первую очередь в том, чтобы обеспечить развитие общей аэробной выносливости. Главное здесь не избирательное воздействие на какие либо отдельные факторы выносливости, а создание условий для повышения общего уровня работоспособности по отношению к все большему кругу видов деятельности, связанных с проявлением выносливости.

    Достигаемый на данной основе базовый уровень развития общей выносливости предусматривается в программах физического воспитания. В случае спортивной специализации дальнейшее развитие общей выносливости обеспечивается в той мере, в какой это диктуется закономерностями совершенствования в избранном виде спорта.

    Задачи развития специфической выносливости заключаются в том, чтобы обеспечить направленное развитие специфической выносливости каждого типа в той мере, в какой это необходимо для всестороннего совершенствования двигательных способностей и специальной подготовки к избранной деятельности.

    Важно отметить, что задачи по воспитанию специфической выносливости в норме решаются преимущественно после того, как достигнут некоторый базовый уровень общей выносливости.


    6. Средства развития выносливости

    выносливость физический культура скоростной

    В качестве основных средств развития выносливости используются, как правило, физические упражнения и их комплексы, характерными признаками которых являются:

    • Активное функционирование большинства или всех крупных звеньев опорно-двигательной системы человека,
    • Сравнительно значительная суммарная продолжительность работы
    • Умеренная, большая, но не максимальная интенсивность.

    В качестве средств развития выносливости могут быть использованы самые разнообразные по форме физические упражнения, если они организованы методически таким образом, что приобретают (в комплексе или в отдельности) всю совокупность перечисленных признаков. Широко применяются, в частности ациклические и смешанные гимнастические и игровые упражнения, которым придается необходимая действенность путем многократных слитных повторений, суммации эффекта отдельных упражнений, увеличения моторной плотности занятий и другими методически оправданными путями. Значительную ценность в этом отношении приобрела в последние десятилетия такая организационно- методическая форма занятий, как «круговая тренировка.

    Если речь идет о развитии специфической выносливости, то в качестве средств используются, так называемые «целевые упражнения»- т.е. упражнения, применительно к которому обеспечивается уровень развития специальной выносливости. Используются также «специально-подготовительные упражнения», в которых моделируются определенные модели целевых упражнений.

    К числу дополнительных средств развития выносливости, особенно аэробной, относятся, в частности, так называемые дыхательные упражнения, постановка рационального дыхания во время выполнения основных упражнений и дозированное использование некоторых факторов внешней среды: насыщения кислородом вдыхаемого воздуха, барометрического давления, температурных факторов и др.

    Дыхательные упражнения представляют собой целесообразно регулируемые циклы дыхательных актов, выполняемых в определенных режимах, различными способами, в сочетании с двигательными действиями. В числе их есть упражнения, включающие направленное изменение частоты, глубины и ритма дыханий, легочную вентиляцию и временную задержку дыхания.

    Постановка рационального дыхания предполагает использование носового и ротового дыхания в зависимости от степени двигательной активности; акцентирование выдоха во время работы большой интенсивности и соподчинение фаз дыхательного действия и фаз двигательных действий.

    Направленное использование факторов внешней среды заключается, как правило в использовании влиянию горных условий, что способствует увеличению аэробных возможностей организма, его устойчивости по отношению к гипоксическим состояниям.

    Средствами развития специальной выносливости могут являться: 1) общеразвивающие упражнения с предметами: юноши - с набивными мячами 3-5 кг, гантелями до 8 кг, гирями 16 и 24 кг; упражнения на тренажерах; девушки - с обручами, булавами, скакалкой, большими мячами; 2) упражнения на параллельных брусьях и перекладине (юноши), упражнения на бревне и разновысоких брусьях (девушки); 3) эстафеты, игры, полосы препятствий с использованием гимнастического инвентаря и др.


    7. Методы и методики, применяемые для развития выносливости


    В процессе развития выносливости обычно применяются большинство разновидностей методов строго регламентированного упражнения, дополняемых игровым и соревновательным методом. Конкретные особенности их применения зависят от специфики двигательных действий.

    Говоря о методиках развития выносливости (совокупностях различных методов и форм организации занятий), можно выделить следующие:

    • методика для скоростной выносливости (отдельно для выносливости в работе разной мощности);
    • методика для силовой выносливости (динамической и статической), подчеркивая,

    Эти методики являются вариантами применения переменного, повторного и интервального методов.

    Методики основаны на двух методических подходах к развитию выносливости:

    Основан на использовании эффекта переноса и избирательного воздействия на факторы специфической выносливости. (это либо методы, основанные на использовании переноса общего тренировочного эффекта подготовительных упражнений.

    Основан на целостном моделировании целевых упражнений с заданными параметрами проявления выносливости.

    В качестве примера конкретной методики развития выносливости, можно привести, следующую (приводится в учебнике Л.П. Матвеева).

    Для указанной методики характерно:

    • Комплексное использование общефизических упражнений, позволяющих разносторонне воздействовать на общие факторы выносливости;
    • Постепенность увеличения тренировочных нагрузок и непредельная степень их возрастания;
    • Широкий диапазон выбора методов тренировки.

    Основные методы:

    методы целостно-приближенного моделирования соревновательной деятельности (важно для различных видов спорта):

    минимизация пауз отдыха,

    повторное преодоление соревновательной дистанции с превышением соревновательной скорости с постепенным увеличением отрезков (может применяться, как в физической культуре, так и в спорте).

    Для совершенствования выносливости к работе максимальной мощности упражнения выполняются с большой скоростью; для умеренной мощности- с относительно меньшей скоростью.

    Например, для совершенствования скоростной выносливости к работе умеренной мощности (длинные и сверхдлинные дистанции) используются следующие средства: бег, гребля, плавание, езда на велосипеде и др. циклические упражнения. При использовании равномерного метода упражнения выполняются с относительно равномерной скоростью, составляющей 75-80% от максимально возможной в течение 20 и более минут.

    При применении интервального метода используются короткие отрезки, короткие паузы отдыха с большим числом повторений.


    Заключение


    Рассмотрение, вопросов связанных с развитием выносливости, позволило установить, что выносливость- это способность человека к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения её эффективности.

    Для развития выносливости может быть применен широкий круг средств и методов физического воспитания и спортивной тренировки.

    При этом следует помнить, что различают разные виды выносливости - общую (к любым видам физкультурно-спортивной деятельности) и специальную (к определенному виду физкультурно-спортивной деятельности).

    Сначала развивают общую выносливость, потом, на ее основе - специальную.

    Методика развития общей, а затем и специальной выносливости предусматривает применение так называемых циклических видов физических упражнений (бег, гребля, плавание) с постепенным увеличением интенсивности и длины дистанции, а также спортивные игр.

    Одна из основных черт методики - постоянство и регулярность применения этих упражнений. Для развития таких видов выносливости, как скоростная, силовая, координационная применяют общеразвивающие, гимнастические и другие упражнения, которые также должны применяться регулярно и с достаточной длительностью. При развитии специальной выносливости (характерной для определенного вида спорта) может применяться выполнение упражнений, максимально приближенных к соревновательным (например для баскетбола длительное ведение мяча с бросками, для бокса - длительная работа на боксерском мешке и т.д.)


    Список использованной литературы

    1. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов М. Физкультура и спорт, 1988.
    2. Гужаловский А.А., Попов В.П. Воспитание выносливости. Основы воспитания физических способностей. /В кн. Основы теории и методики физической культуры. / Под ред. А.А. Гужаловского. - М. Физкультура и спорт, 1986.
    3. Зимкин Н.В. Физиологическая характеристика мышечной силы, скорости движений, выносливости и ловкости. /В кн.Физиология человека М.,1976.
    4. Курамшин Ю.Ф. Методика развития выносливости /В кн. Теория и методика физической культуры: Учебник /Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина -М. Советский спорт, 2003.
    5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М. Физкультура и спорт, 1991.
    6. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта М. «Академия», 2001.
    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

    Развитие и совершенствование физических качеств — многолетний процесс, подверженный воздействию многих факторов, в том числе и возрастным изменениям. Поэ-тому основы выносливости нужно закладывать с первых шагов в гимнастике и совершенствовать на протяжении всего спортивного пути. Уровень развития любого качества в спорте опре-деляется в соответствии со стоящей двигательной зада-чей, которая, в свою очередь, должна соответствовать возможностям того или иного возраста и индивидуаль-ным возможностям гимнаста. Представим себе, что гимнаст не обладает требуемым уровнем развития скоростной силы разгибателей рук. Тогда на данный момент вопрос о скоростно-силовой выносливости их отпадает сам собой, поскольку надо сначала обеспечить развитие скоростной силы, а потом уже на ее основе и выносливости.Развитие разных видов выносливости происходит не одинаково, различны средства совершенствования их.

    Общефункциональная выносливость развивается в процессе применения средств, вовлекаю-щих в работу многие группы мышц и все системы, обеспе-чивающие их деятельность.

    К таким средствам относятся:
    - бег на дистанции свыше 1000 м,
    - кросс
    - бег на лыжах и коньках
    - плавание
    - гребля
    - езда на велосипеде
    - продолжительные прыжки со скакалкой
    - игры с мячом (футбол, баскетбол, руч-ной мяч).

    Для развития общефункциональной выносливости целесообразна работа средней или малой интенсивности, но большой продолжительности.

    Одна из основных задач в тренировочном занятии, направленном на развитие выносливости, — определить нагрузку, которая характеризуется пятью компонентами (В. М. Зациорский):

    1) интенсивностью упражнений (в гимнастике она оценивается по объему работы в единицу времени. —Ю. М.)
    2) продолжительностью упражнения;
    3) величиной интервалов отдыха;
    4) характером отдыха;
    5) числом повторений.

    Здесь мы должны заметить, что в некоторых случаях важное значение приобретает не только число повторе-ний упражнения в тренировке, но и количество их в каж-дом подходе.

    Сочетание указанных компонентов должно быть та-ким, чтобы упражнение вызывало оптимальную реакцию организма и наилучший рост качества. Исследования этого вопроса в гимнастике еще не завершены. Поэтому нам кажется вполне оправданным в вопросах развития общей выносливости заимствование опыта, который на-коплен в циклических видах двигательной деятельно-сти — в спорте. Этот опыт свидетельствует о следую-щем.
    При малой и умеренной интенсивности упражнений, когда расход энергии невелик, кислородный запрос почти полностью покрывается текущим потреблением, посколь-ку аэробные возможности организма больше кислородного запроса. В результате работа протекает в условиях устойчивого состояния. При более высоких скоростях пе-редвижения кислородный запрос становится уже равным возможностям спортсменов и работа протекает при мак-симальном потреблении кислорода. Последующее увели-чение интенсивности упражнения приводит к состоянию, когда кислородный запрос уже превышает аэробные возможности организма и работа проходит в условиях кислородного долга за счет анаэробных процессов.

    Работа разной интенсивности осуществляется раз-ными «внутренними» механизмами.

    Интенсивность работы связана с ее продолжитель-ностью. В принципе их взаимоотношения обратно пропор-циональны: чем выше интенсивность работы, тем менее она продолжительна. Это и определяет в значительной степени необходимость средней интенсивности для увеличения продолжительности работы.

    Исключительно важную роль в определении величины и характера ответных реакций на тренировочную на-грузку играет продолжительность интервалов отдыха. В тренировке на выносливость основной фактор, опре-деляющий момент повторной работы, — восстановление дыхательных процессов. Это происходит лишь через 3— 4 мин. Поэтому при средней интенсивности предшество-вавшей нагрузки повторная работа должна начинаться не раньше чем через 3—4 мин. Однако такие интервалы оказываются недостаточными при работе свыше 10 мин. Здесь для отдыха требуется значительно больше времени, в связи с чем целесообразность использования принципа повторности оказывается под сомнением. В таких слу-чаях есть смысл делать тренировку на выносливость регулярной, каждый раз продолжительной, но без повто-рений в одном занятии.

    Немаловажное значение имеет и характер отдыха. В зависимости от вида основной тренировочной работы и ее интенсивности характер отдыха оказывает разное влияние. Например, при работе высокой интенсивности малоактивная работа в перерыве (например, бег трус-цой) ускоряет восстановление и, кроме того, позволяет избегать резких переходов от работы к покою и наоборот. В целом ряде случаев требуется переключение на иной характер деятельности.

    В совокупности с другими компонентами общую на-грузку определяет число подходов и повторений. В прин-ципе подходы и повторения должны обеспечивать воз-можно большую продолжительность упражнения. Одна-ко повторения выполняются по принципу «до отказа», а подходы зависят от общей нагрузки, интенсивности работы, а также от продолжительности и характера отдыха.

    Во время специальной работы, которая проводится, например, на оздоровительно-спортивных базах или в ус-ловиях сборов по физподготовке при пробегании кило-метровых отрезков или заплывах на 300—400 м, коли-чество подходов достаточно в пределах 5—6, но бежать на лыжах 10—15 км можно и один раз. Во время игр с мячом, используемых для развития вы-носливости, игра обычно делится на 2—4 части продол-жительностью по 15—20 мин с 3—5-минутными перерыва-ми для отдыха.

    Выносливость – это специфическая способность организма противостоять утомлению. Она характеризуется выполнением движений на протяжении определенного периода времени без снижения их темпа и эффективности. Эффективность деятельности организма снижают два основных фактора – физическое и нервное утомление. Кроме того, выносливость напрямую зависит от степени развитости сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Выносливость также характеризуют аэробная и анаэробная производительности организма.

    Анаэробная энергия вырабатывается без участия кислорода. Ее источниками служат фосфаты и накопленные в организме запасы гликогена (продукта метаболизма глюкозы). Анаэробная энергия производится организмом в очень ограниченных количествах и используется для коротких и интенсивных вспышек активности, при деятельности продолжительностью до 4 минут, после чего запасы фосфатов и гликогена иссякают, и начинает вырабатываться аэробная энергия. В свою очередь, анаэробная энергия вырабатывается с помощью двух механизмов: креатинфосфатного (максимум его производительности наступает на второй – третьей секундах работы) и гликолитического (максимум производительности наступает на первой – второй минутах работы). Особенность работы организма такова, что каждый из энергетических процессов (анаэробные креатинфосфатный и гликолитический, а также аэробный) вступает в действие последовательно после истощения возможностей предыдущего.

    Аэробная энергия – буквально означает энергию, получаемую из кислорода. Аэробная энергия - это тот ее вид, который вырабатывается на тренировках по развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма. Аэробную энергию организм использует при продолжительной физической активности. Возникает она, главным образом, при метаболизме углеводов и жиров при участии кислорода.

    Общая выносливость: как физическое качество - это способность организма спортсмена переносить воздействие на него высоких физических нагрузок. Выносливость бойца - это способность организма спортсмена справляться с теми нагрузками, которые возникают в схватках и соревнованиях. Показателем того, что организм не справляется с нагрузками, является снижение работоспособности. Измеряется выносливость бойца временем, в течение которого он может проводить прием, вести схватку в высоком темпе, а также способностью сохранять хорошую форму в течение всего соревнования, цикла соревнований.

    Понятие “выносливость” нельзя рассматривать изолированно от понятия “утомление”, так как утомление сигнализирует о снижении работоспособности. Утомление - это особое физиологическое состояние, сказывающееся во временном падении работоспособности. Известно, что уровень развития выносливости определяется прежде всего функциональными возможностями сердечно-сосудистой и нервной систем, уровнем обменных процессов, а также координацией деятельности различных органов и систем. Существенное значение имеет, так называемая, экономизация функций организма. Вместе с тем на выносливость оказывают влияние координация движений и сила психических (особенно волевых) процессов бойца. Установлено, что в управлении мышечной деятельностью основную регулирующую роль играет центральная нервная система. Функциональное же состояние центральной нервной системы обусловливается изменениями химического состава крови, а устойчивость нервных центров неразрывно связана с быстрым протеканием восстановительных процессов, которые осуществляются в условиях недостатка кислорода за счет ресинтеза АТФ. При этом анаэробные и аэробные возможности организма являются одним из важнейших факторов, от которых зависит работоспособность. Иначе говоря, чем выше способность организма энергетически обеспечить данную работу путем окислительных процессов, тем значительнее выносливость. Выявлена также тесная взаимосвязь между уровнем работоспособности (выносливости) и устойчивостью организма к кислородной недостаточности.

    Выносливость - важнейшее физическое качество, необходимое любому спортсмену. Она определяется работоспособностью всех органов и систем организма, прежде всего центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Выносливость спортсмена зависит также от совершенства его техники, умения выполнять движение экономно, без излишних мышечных напряжений. Выносливость бывает общая и специальная.

    Общая выносливость - составная часть всестороннего физического развития любого спортсмена. Она является результатом серьезных положительных изменений, происходящих во всех системах организма и его органах. Благодаря этому улучшается здоровье спортсмена, его работоспособность, вследствие чего повышается результативность специальной тренировки. Общая выносливость приобретается посредством большинства физических упражнений, включаемых в круглогодичную тренировку. Разумеется, в избранном виде спорта также будет повышать общую выносливость. Но наилучшим средством для приобретения общей выносливости служит длительная тренировочная работа циклического характера (бег, ходьба на лыжах, гребля и др.) с относительно невысокой интенсивностью, особенно на первых порах.

    Это подтверждается тем, что к нагрузке в упражнениях, направленных на улучшение работоспособности сердечно-сосудистой системы, нужно подходить особенно осторожно, постепенно; укреплять мускулатуру на первых порах необходимо длительной, но малоинтенсивной работой. Вначале лучше всего придерживаться равномерного темпа упражнений, так как изменение его во время работы не позволит выполнять ее продолжительно.

    Для новичков можно облегчить эту задачу, давая им в течение некоторого периода времени упражнения с переменой скорости (очень медленно, умеренно, медленно и т. д.). Позднее спортсмены переходят на равномерный темп с постепенно увеличивающейся продолжительностью тренировочной работы. При этом частота пульса должна держаться на уровне не более чем удвоенной. Более подготовленные спортсмены повышают общую выносливость, выполняя упражнения с переменой темпа, например бег на дистанцию 200-400 м со средней скоростью, затем 100-200 м медленно, затем снова со средней скоростью и т. д. В такой бег можно включать и короткие ускорения.

    По мере роста подготовленности спортсмен постепенно на протяжении ряда лет увеличивает тренировочную нагрузку, продолжительность каждого упражнения, все больше развивая общую выносливость.

    Продолжительность тренировочной работы для развития выносливости в первом занятии невелика: для новичков она не превышает 5-8 мин. Конкретно продолжительность упражнения следует устанавливать, исходя из спортивной специализации тренирующегося.

    Общая выносливость, обусловливая общую работоспособность спортсмена и уровень его здоровья, вместе с тем служит основой для развития специальной выносливости. Чем выше уровень общей выносливости, тем лучше можно развить выносливость специальную.

    Многократная тренировка в избранном виде спорта и выполнение специальных упражнений - основной путь к развитию специальной выносливости.

    Для развития специальной выносливости в продолжительной работе необходимо предъявлять более высокие требования к организму спортсмена во время тренировки. Это достигается в первую очередь работой, имеющей интенсивность, несколько превышающую (на 3-4%) ту, которую способен в настоящий момент выдержать спортсмен на протяжении всей работы. Однако с более высокой интенсивностью он сможет выполнять упражнение значительно меньшее время, чем понадобится в соревновании. Поэтому более интенсивная, но менее продолжительная работа должна повторяться несколько раз в одном тренировочном занятии. Такое повторное воздействие более интенсивной работы может осуществляться в тренировке разными методами.

    Для подготовленных спортсменов более эффективен переменный (интервальный) метод: между отдельными повторениями работы с повышенной интенсивностью (от которой частота пульса возрастает втрое) спортсмен отдыхает, но не пассивно, а активно, то есть продолжает выполнять ту же работу, но с меньшей интенсивностью (при этом частота пульса снижается, достигая против нормы лишь двукратного увеличения). Например, пробегая в тренировочном занятии 20-40 раз по 400 м со скоростью около 68 сек., спортсмен использует для отдыха между повторениями медленный бег (100-150 м). В настоящее время переменный метод - главное средство подготовки стайеров в различных видах спорта. Другой метод, применяемый стайерами,- повторный. В этом случае спортсмен повторяет бег на более короткие отрезки, нежели дистанции в соревновании, с интервалами отдыха 15-25 мин. Например, бегун на 5000 м преодолевает 5 раз по 1000 м со скоростью, которая выше, чем требуется в соревновании.

    Тренированность, приобретенная на основе повышенных требований к организму, при использовании переменного и повторного методов позволяет легче и более длительно выполнять работу меньшей интенсивности. Однако только этими двумя методами нельзя полноценно развить специальную выносливость спортсменов. Необходимо работать над увеличением продолжительности тренировочного упражнения в новом, более высоком, темпе. Для этого в тренировку включают контрольный метод - выполнение тренировочной работы с интенсивностью, требуемой на соревновании, но продолжительностью на четвертую-пятую часть меньшей, чем на соревновании. Затем эта продолжительность постепенно увеличивается, пока вся работа не будет выполнена почти полностью на прикидке или полностью во время соревнования.

    Для воспитания воли к преодолению трудностей упражнения при постепенно нарастающем утомлении применяется темповый метод. Он заключается в выполнении более продолжительной работы, чем в соревновании, но зато с меньшей интенсивностью (например, бег на 15- 20 км для бегуна на 5-10 км). Однако только участие в соревнованиях в наилучшей мере приучает спортсмена переносить трудности при выполнении продолжительной работы, воспитывать в сёбе волю к преодолению этих трудностей. Развитие специальной выносливости в работе продолжительностью 1-5 мин. осуществляется в первую очередь повторным методом. Может применяться и переменный метод, но при условии высокой интенсивности тренировочной работы. Развитие выносливости в кратковременной тренировочной работе (до 1 мин.), характеризующейся максимальной интенсивностью, достигается повторением той же работы. Здесь снова применяют повторный метод с интервалами отдыха, достаточными для восстановления возможности спортсмена повторить упражнения с той же максимальной интенсивностью. Конечно, к развитию выносливости в кратковременной работе, как и в любой другой работе, надо подходить постепенно, применяя вначале упражнения с меньшими интенсивностью, продолжительностью и числом повторений. Специальная выносливость органически связана с «запасом скорости», с уровнем ее развития. Если спортсмен способен выполнять очень быстро интенсивную работу, то ему легче выдержать более продолжительную работу с меньшей интенсивностью. Поэтому особенно важно сочетать развитие выносливости с повышением уровня быстроты движений.


    Обычно под выносливостью понимают способность работать не утомляясь и противостоять утомлению,возникающему в процессе выполнения работы. Выносливость проявляется в двух основных формах:

    1. В продолжительности работы на заданном уровне мощности до появления первых признаков выраженного утомления.
    2. В скорости снижения работоспособности при наступлении утомления.

    Являясь многофункциональным свойством человеческого организма, выносливость интегрирует в себе большое число разнообразных процессов, происходящих на различных уровнях: от клеточного и до целого организма. Однако, как показывают результаты современных научных исследований, в преобладающем большинстве случаев ведущая роль в проявлениях выносливости принадлежит факторам энергетического обмена.

    Ни одно движение не может быть выполнено без затрат энергии. Единственным универсальным и прямым источником энергии для мышечного сокращения служит аденозинтрифосфат (АТФ). Но для того чтобы мышечные волокна могли длительно поддерживать свою сократительную способность, необходимо постоянное восстановление (ресинтез) АТФ с той же скоростью, с какой он расходуется.

    Ресинтез АТФ в процессе мышечной деятельности осуществляется за счет метаболических процессов трех видов:

    1. Аэробного (окислительного, за счет кислорода воздуха);
    2. Гликолитического анаэробного (за счет расщепления гликогена, содержащегося в основном в печени и в мышцах, до молочной кислоты);
    3. Алактатного анаэробного (за счет расщепления фосфорных соединений, содержащихся и образующихся непосредственно в мышцах).

    Аэробные способности позволяют длительное время выполнять работу вплоть до того уровня интенсивности, пока имеется возможность полного удовлетворения кислородного запроса организма в процессе самой работы. Это устойчивое, "стационарное" состояние может поддерживаться достаточно долго.

    Однако достижение уровня максимальной мощности при аэробном энергообеспечении происходит лишь через 1-2 минуты от начала работы, а скорость ресинтеза АТФ даже при достижении максимальной аэробной мощности недостаточна для обеспечения интенсивной мышечной работы. Мощность работы, при которой достигается максимальное потребление кислорода, называется критической.

    Усиление интенсивности физической нагрузки требует более быстрого поступления кислорода и глюкозы в мышцы. Поэтому скорость кровотока может увеличиться в 20 раз по сравнению с уровнем покоя за счет местного расширения кровеносных сосудов, а минутный объем дыхания и частота сердечных сокращений - в 2-3 раза.

    При возрастании и нтенсивности физической работы предел устойчивого состояния работоспособности может быть преодолен на незначительное время за счет дополнительного расщепления гликогена в реакции анаэробного гликолиза, т.е. за счет преимущественного использования внутримышечных энергетических резервов. Максимальная мощность анаэробной гликолитической производительности достигается к 30-35 секунде от начала работы в этом режиме и не может продолжаться более 4 минут. Существенное значение для проявления гликолитической анаэробной способности имеет уровень тканевой адаптации к происходящим при этом резким ацидотическим изменениям (сдвигу кислотно-щелочного равновесия внутренней среды организма в кислую сторону из-за повышающейся концентрации молочной кислоты). Здесь особо выделяется фактор психической устойчивости, который позволяет при напряженной мышечной деятельности преодолевать возникающие при утомлении болезненные ощущения и продолжать выполнять работу, несмотря на усиливающееся стремление прекратить ее.

    При выполнении кратковременных мощных спуртов, рывков, прыжков, серий ударов, т.е. в скоростно-силовых упражнениях максимальной мощности, ресинтез АТФ осуществляется за счет анаэробного гидролиза креатинфосфата, уровень концентрации которого в мышцах быстро снижается и практически через 20 секунд доходит до физиологического предела. Достижение максимума анаэробной алак-татной производительности происходит к 5-б-й секунде работы, а уровень 80-90 % от максимального достигается уже на 1-2 -и секунде при работе максимальной мощности.

    Интенсивная мышечная деятельность в анаэробном режиме приводит к исчерпанию внутримышечных энергетических ресурсов, и организм работает при этом как бы в "долг". Восстановление израсходованных энергетических субстратов может происходить уже в ходе самой работы при кратковременном снижении ее интенсивности, или по окончании упражнения. Потребление кислорода при этом приблизительно соответствует тому количеству энергии, которое было преобразовано анаэробным путем в начале или во время мышечной деятельности и не компенсировалось за счет аэробных источников энергии. Возникающий таким образом "кислородный долг" может достигать 4 литров за счет анаэробного гидролиза креатинфосфата, и до 20 литров - за счет образования энергии путем гликолиза. Полностью компенсация кислородной задолженности после интенсивных упражнений скоростно-силового характера осуществляется в период отдыха. Креатинфосфатная (алактатная) ее фракция восстанавливается в течение 1-3 минут, а гликолитическая (лактатная), связанная с окислением образовавшейся в мышцах молочной кислоты, может затягиваться до 30 и более минут после предельной работы.

    В соответствии с наличием у человека трех различных метаболических источников энергии выделяют и три составляющих компонента выносливости: аэробный, гликолитический и алактатный, каждый из которых может быть в свою очередь охарактеризован показателями мощности, емкости и эффективности.

    Показателем мощности оценивают то максимальное количество энергии в единицу времени, которое может быть обеспечено каждым из метаболических процессов. Показателем емкости оценивают общие запасы энергетических веществ в организме или общее количество выполненной работы за счет данного источника. Критерии эффективности показывают, какое количество внешней механической работы может быть выполнено на каждую единицу выделяемой энергии.

    Проявление выносливости, таким образом, можно представить как результат различного сочетания трех ее компонентов: аэробного, гликолитического и алактатного.

    Методика развития специальной выносливости

    Изменяя интенсивность упражнения, время его выполнения, количество повторений упражнения, интервалы и характер отдыха, можно избирательно подбирать нагрузку по ее преимущественному воздействию на различные компоненты выносливости. Совершенствование же двигательных навыков, повышение технического мастерства приводит к снижению энерготрат и повышению эффективности использования биоэнергетического потенциала, т.е. к увеличению выносливости.

    Особенности поединка в рукопашном бою заключаются в постоянно меняющейся интенсивности его ведения от низкой до предельной, а действия соперников комплексируются на большое число различных эпизодов, чередующихся периодами выбора позиции, передвижениями, подготовки атак и переходов в защиту, то есть действиями относительно низкой интенсивности. Выносливость в такой работе будет зависеть не только от того, какие у Вас энергетические резервы и как Вы их будете расходовать, но и от того, насколько быстро они будут при этом восстанавливаться после эпизодов активных действий. Интенсивное выполнение атакующих и защитных действий обеспечивается анаэробными процессами, а скорость протекания восстановления в ходе поединка определяется мощностью аэробного процесса. При этом желательно не допускать переходов в гликолитический анаэробный режим работы, т.е., например, избегать длительных серий приемов в высоком темпе, потому что это влечет за собой быстрое нарастание утомления, последующее снижение работоспособности и необходимость длительного восстановительного периода для устранения значительного "кислородного долга" и накопившейся в работающих мышцах молочной кислоты. Снижение работоспособности выражается прежде всего в ухудшении реакции, снижении мощности работы (а значит, и силы ударов), точности движений, уменьшении скорости выполнения атакующих и защитных действий и перемещений.

    Полностью избежать подключения анаэробного гли-колиза в реальном поединке вряд ли возможно, а иногда и нецелесообразно в тактическом плане и к этому необходимо быть готовым. Но стратегия развития и совершенствования специальной выносливости для рукопашной) боя в целом должна основываться на двух основных предпосылках.

    1. Совершенствования специальной выносливости за счет улучшения компонентов мощности и емкости алактатных анаэробных способностей.
    2. Развития и совершенствования компенсаторных механизмов: увеличения мощности аэробных способностей.

    Совершенствование алактатной анаэробной мощности осуществляется при выполнении специальных упражнений в сериях продолжительностью 6-10 секунд, повторяемых 5-6 раз с отдыхом от 10-15 секунд до 1-3 минут. Всего в тренировке можно выполнить 2-4 таких серий нагрузки с отдыхом между ними 4-5 минут. Чем меньше Ваша тренированность, тем более продолжительными должны быть интервалы отдыха. Эти промежутки отдыха необходимо заполнять упражнениями на растягивание или плавным и медленным выполнением комплексов формальных упражнений, по аналогии с комплексами оздоровительной гимнастики ушу. Увеличивая постепенно продолжительность выполнения серий специальных упражнений до 15-20 секунд, можно добиться увеличения алактатной емкости. Главный критерий контроля направленности нагрузки - высокая, не снижающаяся от серии к серии мощность выполнения упражнения и отсутствие чувства забитости, локальной "тяжести" работающих мышц. Если же повторять 10-секундные серии упражнения с 10-15-секундными интервалами отдыха подряд 10-15 раз и более, то можно изменить общую направленность нагрузки на совершенствование аэробной мощности, а при увеличении продолжительности пауз отдыха до 30 секунд нагрузка будет направлена на увеличение аэробной емкости и эффективности использования энергетического потенциала. В таком режиме выполнения серий упражнений решаются не только задачи развития специальной выносливости, но одновременно и совершенствования техники, развития специальной силы и быстроты. При коротких интервалах отдыха заполнять их другими упражнениями, конечно, не следует.

    Для совершенствования гликолитических анаэробных возможностей необходимо увеличить продолжительность выполнения серий упражнений от 20 до 30-45 секунд. При интервалах отдыха 3-6 минут нагрузка будет направлена на увеличение мощности, а при сокращении их от 1,5 минут до 10 секунд - на емкость анаэробного гликолиза.

    Для развития и совершенствова-нияспециальной выносливости, проявляющейся в Вашей способности вести поединок на уровне своей максимальной мощности, применяют специальные и специальноподготовительные упражнения в различном режиме мышечной деятельности: в основном рекомендуется использовать для этого "бой с тенью", выполнение серий упражнений на снарядах, в передвижениях и др.

    Например:

    1. При тренировке на снарядах необходимо выполнять: 10-15 "включений" по 3-4 мощных и быстрых ударных или защитных действий продолжительностью 1,0-1,5 секунды каждое включение и чередовать их с более спокойными движениями для восстановления организма в виде перемещений, изменения стоек и т.д. Всего следует выполнять 5-6 таких серий через 1,5-2,0 минуты отдыха.
    2. При выполнении прыжковых упражнении: 10-15 секунд интенсивной работы (или 10-15 прыжков) повторить 5-6 раз через 1,5-2,0 минуты отдыха или работы малой интенсивности.
    3. Для совершенствования гликолитической анаэробной способности и адаптации к ацидотическим сдвигам во внутренней среде, приводящим к резкому снижению работоспособности (в том числе и точности действий) - выполнять специальные упражнения на снарядах, "бой с тенью", сочетания ударов и передвижений: 5-6 серий по 20-30 секунд интенсивной работы в чередовании с работой малой интенсивности в течение 1-3 минут. С ростом тренированности продолжительность восстановительной работы можно сокращать равномерно или с уменьшением к концу серии, например - 90 секунд - 75 - 60 - 45 - 30 секунд отдыха. После такой серии требуется отдых до 10 минут, в течение которого необходимо по возможности выполнять дыхательные упражнения, упражнения на расслабление и гибкость.

    Нагрузку можно увеличить за счет дополнительных отягощении при выполнении специальных упражнений (в виде манжет, накладок, жилетов, поясов, гантелей и т.д.). Примеры таких упражнений для развития силовой выносливости были рассмотрены в разделе силовой подготовки.

    Вместе с тем для более избирательной направленности упражнений с тяжестями на тот или иной механизм обеспечения локальной мышечной выносливости необходимо придерживаться следующих правил:

    1. Для увеличения максимальной анаэробной мощности используются упражнения с отягощением 30-70% от предельного с количеством повторений от 5 до 12 раз. Выполнять их надо с высокой скоростью, в максимально возможном темпе с произвольными интервалами отдыха между подходами - до восстановления. Количество подходов определяется опытным путем - до снижения мощности выполняемой работы, но обычно выполняется до 6 подходов.
    2. Для увеличения анаэробной алактатной емкости и повышения эффективности использования энергетического потенциала: упражнения с отягощением от 20 и до 60% от предельного с количеством повторений 15-30 раз с высокой скоростью и темпом движений. Выполняется 3-4 подхода с отдыхом 2-3 минуты. В процессе работы необходим постоянный контроль за техникой выполнения упражнения.
    3. Для совершенствования компенсаторных механизмов и адаптации к работе в условиях резких ацидотических сдвигов повторить не более 4 серий упражнения в высоком темпе с отягощением 20-35% от предельного и с работой "до отказа" в каждой серии. При больших (до 10 минут) интервалах отдыха (в течение которых необходимо выполнять упражнения на расслабление, гибкость, различные махи) работа будет направлена преимущественно на совершенствование анаэробной гликолитической производительности, а при относительно небольших интервалах (1-3 минуты) - на истощение анаэробных внутримышечных ресурсов и совершенствование их емкости.

    Средства и методы развития общей выносливости

    Аэробные возможности развиваются эффективно при выполнении длительных непрерывных упражнений, таких, как кроссовый бег, ходьба на лыжах, плавание. Можно для этих целей применять и спортивные игры. Аэробные возможности относительно малоспецифичны и не очень сильно зависят от вида у пражнения. Поэтому, если Вы, например, в беге или плавании сумели повысить свои аэробные возможности, то это улучшение скажется и на выполнении других упражнений. Чем ниже мощность выполняемой работы, тем меньше ее результативность зависит от совершенства двигательного навыка и больше -от аэробных возможностей. Функциональные возможности вегетативных систем организма при этом будут высокими при выполнении всех упражнений аэробной направленности. В связи с этим выносливость к работе такой направленности приобретает общий характер и ее называют общей выносливостью.

    Общая выносливость является не только основой поддержания высокой работоспособности в поединке, компенсируя неблагоприятные сдвиги в организме и восстанавливая энергоресурсы в ходе самого боя, но и обеспечивает переносимость высоких объемов тренировочных нагрузок, т.е. физическую работоспособность человека. В литературных источниках недаром подчеркивается то большое значение, которое придавали этому важнейшему качеству мастера древности. Упражнения аэробной направленности, как правило, выполнялись в утренние часы. Это были чаще всего длительные пробежки продолжительностью до 1-2 часов, иногда в сочетании с ходьбой.

    Опыт показывает, что в общем объеме тренировочной нагрузки целенаправленную работу над развитием общей выносливости удобнее всего выполнять в утренние часы на физической зарядке. Такая работа должна быть "фоном", на который накладываются все объемы специальных упражнений.

    Рекомендуется, в зависимости от Вашего самочувствия и подготовленности, ежедневное непрерывное пробегание 5-6 км в равномерном темпе со скоростью от 6,0 до 4,5 минут на один километр. Чем выше уровень Вашей общей выносливости, тем более высокой может быть и скорость бега. Один раз в 2-3 недели, лучше всего в выходной день, можно пробежать и более длинную дистанцию - до 10-15 км в равномерном темпе с той же скоростью. Периодически можно пробегать с более высокой скоростью (3-4 минуты на 1 км) и Вашу обычную дистанцию в 5-6 км, но такая работа может выполняться не чаще чем 1 раз в неделю.

    В теплые летние дни беговую тренировку можно заменить плаванием до 30 минут в открытом водоеме, а в зимнее время - ходьбой на лыжах до 1-2 часов.