Войти
Женский портал - Lizabrodskaya
  • «трансёрфинг реальности» избыточные потенциалы Как сбросить избыточный потенциал
  • Хотите, чтобы желания сбывались?
  • Как правильно питаться весной Диета «Нулевой живот»
  • Почему не получается похудеть при правильном питании и занятиях спортом - основные причины и что делать Не получается похудеть что делать
  • Изобретения будущего, которые уже должны быть
  • Твит Маска после победы бота на турнире
  • Что умеют делать дети в 1 год. Что должен уметь ребенок в год: психомоторные и речевые навыки. Что должен уметь делать ребенок в месяц

    Что умеют делать дети в 1 год. Что должен уметь ребенок в год: психомоторные и речевые навыки. Что должен уметь делать ребенок в месяц

    Первый день рождения позади, начинается второй год жизни. Малыш становиться все любопытнее и его развитие идет не менее стремительными темпами, чем на первом году жизни.

    Ваш малыш уже умеет...

    Мальчики:

    71,8-84,9 см.
    9,1-13,6 кг.
    45,3-51,3 см.
    46,0-55,0 см.
    72,2-83,6 см.
    8,8-12,7 кг.
    44,2-50,5 см.
    46,4-53,9 см.

    Физическое развитие ребенка в 1 год 3 месяца

    По мере взросления ребенка темпы роста замедляются и это нормально.

    Для определения долженствующей массы тела ребенка после года используют формулу:

    10,5 кг (средняя масса тела ребенка в 1 год) + 2 х n ,

    Где n – фактический возраст ребенка (в годах).

    Если требуется более точное определение долженствующей массы тела, то прибегают к специальным центильным таблицам распределения массы тела по возрасту.

    Скорость роста ребенка, также с возрастом уменьшается.

    В среднем до 4-х лет длина тела увеличивается по 8 см ежегодно.

    Окружность головы ребенка до 5 лет увеличивается ежегодно на 1 см.

    Окружность грудной клетки увеличивается ежегодно по 1,5 см до 10-ти летнего возраста ребенка.

    В 12-14 месяцев у малышей прорезываются первые моляры (большие коренные зубы). Вначале прорезываются нижние моляры, затем верхние.

    В этом возрасте малыши, как правило, переходят на одноразовый дневной сон.

    Нервно-психическое развитие ребенка в 1 год 3 месяца

    В этом возрасте малыш импульсивен, им руководят эмоции и любознательность.

    Двигательные навыки ребенка в 1 год 3 месяца

    Малыш совершенствует навык ходьбы. Если держать ребенка за руку, то он может подниматься и спускаться по ступенькам, перешагивать через небольшие препятствия.

    В 1 год 3 месяца малыш уже может ходить по долгу, приседать, наклоняться и устойчиво стоять.

    Многие уже умеют самостоятельно пользоваться ложкой.

    Малыш может выполнять простые действия - поднимать руки вперед, вверх, разводить из в стороны, отводить за спину, шевелить пальцами рук, вращать кистями. При этом он может делать это как самостоятельно, так и по просьбе взрослого.

    Познавательная деятельность ребенка в 1 год 3 месяца

    На данном этапе малыш начинает понимать, что значит совместная игра. Появляется активный интерес к детям, особенно к сверстникам.

    В 1 год и 3 месяца многим малышам уже интересно не только смотреть в книжке картинки, но и послушать сам рассказ. При этом это доставляет ему большее удовольствие, если позволить ему самому переворачивать страницы.

    Ваш малыш постепенно начинает заниматься исследовательской деятельностью, начинает понимать причинно-следственные связи. Так, малыш понимает если построить слишком высокую башню из кубиков, то она упадет, если что-нибудь столкнуть со стола, то оно тоже упадет.

    После года ребенка следует приучать к порядку и вырабатывать у него полезные привычки - день за днем повторяя одни и те же действия.

    Например, убирать игрушки после игры и перед сном, складывать одежду, умываться, расчесываться и так далее.

    В 1 год 3 месяца ребенок уже способен ориентироваться в двух формах (мяч, кубики). Различает предметы по величине и цвету.

    Умеет нанизывать и снимать кольца на стержень пирамидки, ставить кубики один на другой.

    Может самостоятельно воспроизводить действия с предметами, игрушками, разученные ранее (кормить куклу, катает машинку, строит башню из кубиков).

    Занимают игры с предметами обихода. Очень любит подражать взрослым: «готовит обед, как мама», «разговаривает по телефону, как папа», «читает, как бабушка».

    Развитие речи в 1 год и 3 месяца

    • В этом возрасте значительно увеличивается словарный запас понимаемых слов. Малыш с удовольствием учит новые слова, звуки, без устали повторяя их в течение дня.
    • Понимает многие слова, знает названия знакомых игрушек, предметов, имена близких людей, части тела, названия одежды, продукты питания.
    • Может выполнить несложные поручения взрослого (найти и принести знакомый предмет, хлопать в ладоши и другие).
    • С большим интересом слушает сказки, стихи, потешки, песенки.
    • Может произносить до 20 облегченных слов, как самостоятельно, так и по просьбе взрослого.

    Эмоциональное развитие

    • В 1 год 3 месяца ребенок становится более эмоционально уравновешенным в течение дня.
    • В трудных ситуациях ищет поддержки взрослого.
    • Во время игр проявляет эмоции.
    • В этом возрасте малыш свойственно «заражаться» чувствами и эмоциями сверстников (тоже плачет или смеется).
    • По разному реагирует на знакомого и незнакомого человека.
    • Внимание малыша легко переключить с одного предмета или действия на другое, отвлечь его.
    • Познание окружающего мира идет через эмоциональное и чувствительное восприятие - при падении можно удариться, если дотронуться до батареи, то будет горячо.
    • Удивляется новому, пугается от неожиданного действия.
    • Радуется когда у него что-то получается, расстраивается если цель не достигнута.
    • Выражает свое согласие или несогласие мимикой, жестами.

    Что умеет ребенок в 1 год 3 месяца?

    Может пить из чашки или поильника.

    Пользуется ложкой - держит ее в кулачке, опускает в пищу, набирает, доносит до рта (немного), ест.

    Подражает действиям взрослых - вытирает руки,лицо, умывается, расчесывается.

    Многие малыши в этом возрасте уже начинают проситься на горшок.

    Уход за ребенком в 1 год 3 месяца

    Уход за малышом после года не сильно отличается. Из плюсов можно отметить, что частота мочеиспусканий и опорожнения кишечника становится реже, поэтому нет необходимости подмывать малыша так часто, как раньше.

    Уход за малышом складывается из ежедневных гигиенических мероприятий, ухода за полостью рта, прогулок на свежем воздухе, водных процедур. Также обязательны в режиме дня закаливающие процедуры, гимнастика.

    Питание ребенка в 1 год 3 месяца

    После первого года жизни осуществляется постепенных переход от вскармливания ребенка к питанию.

    До 1,5 лет большинство малышей находятся на 5 разовом режиме питания.

    В этом возрасте необходимо четко придерживаться определенных часов кормления.

    Последний примем пищи должен быть за 1,5-2 часа до сна.

    В 1 год 3 месяца малыш очень активен и ему требуется большое количество энергии и соответсвенно больший объем пищи. Суточный объем пищи для детей от 1 до 1,5 лет составляет около 1100 - 1200 мл. При этом 25% от этого объема составляет завтрак; 35% обед; 15%- полдник; 25%- ужин. Калорийность пищи на протяжении суток около 1500 ккал.

    Также в этом возрасте идет активный рост зубов и костей, поэтому в рационе ребенка обязательно должны присутствовать молочные и кисло-молочные продукты, богатые кальцием. Объем молока и кисломолочных смесей составляет около 600 мл в сутки.

    Блюда для малыша в 1 год 3 месяца должны иметь кашеобразную консистенцию либо даваться в протертом виде. Затем постепенно можно вводит более густую пищу. В том случает, если у ребенка уже появились жевательные зубы, то время от времени можно предлагать ему пищу, порезанную на небольшие кусочки.

    В этом возрасте у малыша уже формируются вкусовые предпочтения, поэтому меню малыша следует составлять исходя из них. Пища для ребенка должна быть не только вкусной, но и полезной.

    Белок очень важен для растущего организма ребенка, при этом около 70% поступающего белка должно быть животного происхождения. Это может быть мясо, печень, нежирная рыба, яйцо.

    Не стоит забывать и о растительных жирах, которые также важны для нормального развития ребенка.

    Ежедневно ребенок должен получать разнообразные крупяные каши (рисовая, овсяная, гречневая, манная), можно добавить в рацион малыша макаронные изделия.

    Объем овощей и фруктов может достигать 350 грамм в сутки, при этом постепенно можно расширять их ассортимент.

    Во время каждого приема пищи у ребенка должны быть порции в горячем (теплом) виде, так как холодные блюда нарушают пищеварение.

    Необходимые обследования ребенка в 1 год 3 месяца

    На втором году жизни осмотры ребенка в поликлинике проводятся ежеквартально, то есть 1 раз в 3 месяца.

    Лабораторное обследование здоровых детей на втором году жизни проводится 1 раз в год.

    Также начиная со второго года жизни, ребенка 1 раз в год осматривает стоматолог.

    Как играть с ребенком в 1 год 3 месяца

    Дети в этом возрасте очень любят играть в активные игры. Для игры Вам понадобятся: игрушки, обруч, мячи (большой, маленький), гимнастическая палка, ящик (коробка).

    Для совершенствования навыка самостоятельной ходьбы, можно стимулировать малыша яркой игрушкой. Когда малыш встанет на ножки (он может держаться при этом за какой-нибудь предмет), поманите его яркой игрушкой, протяните ему руку, пусть он попытается сделать самостоятельно несколько шагов.

    Держась за обруч можно приседать вместе с ребенком. При этом интереснее это делать по команде.

    Для укрепления опорно-двигательного аппарата малыша очень полезно делать с ним различные гимнастические упражнения, чтобы они доставляли малышу радость делайте их в игровой форме.

    В этом возрасте необходимы следующие упражнения: приседания, сгибание и разгибание туловища, проползание под препятствием и через препятствие, залезание на возвышенный предмет, хождение по ограниченной поверхности (доске), перешагивание через препятствие.

    Малышам в этом возрасте нравится катать мяч, бросать его в обруч или корзину.

    Также полезно играть с малышом в простые сюжетные и ролевые игры, через которые он учится навыкам самообслуживания и общению (кормить кукол, купать их, одевать, катать машинку, ходить в гости, на прогулку и так далее).

    В этом возрасте малыш хочет уметь очень много, но не всё у него получается, поэтому постарайтесь уделять ребенку больше времени и внимания. Обучайте его через игру, рассказывайте, показывайте, объясняйте ему всё что ему интересно и тогда успехи не заставят себя ждать.

    Вот и наступил долгожданный момент: ваш малыш отпраздновал свой первый день рождения. Этот год был наполнен волнениями, тревогами и незабываемыми моментами счастья. Как же радуют родителей приобретенные крохой умения и навыки! Тем не менее, каждая внимательная и заботливая мама к этому рубежу задает себе вопросы: «Что умеет ребенок в год? Не упущено ли что-нибудь важное?»

    Не переживайте, если показатели вашего ребенка не соответствуют нижеприведенному списку на все 100% (это средние данные). Возможно, ваша кроха будет несколько отставать от возрастных норм.

    Позанимайтесь с малышом – в скором времени у него все получится. Детки, которых с самого рождения стремились развивать, зачастую опережают средние показатели, что является предметом особой гордости для родителей.

    Основные навыки годовалого ребенка

    Важная статья: «Развитие ребенка по месяцам от рождения и до года»

    Начало

    • Следит глазами за источником света ()
    • Прислушивается к звуку погремушки, следит за ней глазами ()
    • Улыбается маме ()
    • Держит головку (когда ребенок )
    • и обратно
    • Тянет руки к игрушкам
    • Сидеть ()
    • Агукает ()

    Осваивая двигательные навыки, в год ребенок должен уметь:

    • Уверенно стоять без поддержки.
    • Ходить с поддержкой взрослого за одну (обе) руки или самостоятельно ().
    • Активно ползать (это не относится к категории малышей, которые не ползают вообще: такие дети начинают ходить достаточно рано, минуя этап ползанья, что является вариантом нормы) ().
    • Ползать по лестнице вверх и вниз.
    • Шагать по лестнице приставным шагом при поддержке взрослого.
    • Приседать, выпрямляться, подниматься на ноги из любого положения.
    • Влезать на кровать, диван, кресло, спускаться на пол.

    Познавательное развитие соответствует норме, если кроха умеет:


    • Собирать и разбирать пирамидку (по подражанию действиям взрослого и самостоятельно).
    • Открывать и закрывать крышки баночек, коробок, складывать в них мелкие игрушки, доставать обратно (по подражанию действиям взрослого и самостоятельно).
    • Составлять «башню» из кубиков.
    • Может играть с различными предметами домашнего обихода (посудой, обувью, головными уборами и т.п.).
    • Совершать различные действия с образными игрушками: «кормить», «причесывать», «ругать» (по подражанию действиям взрослого и самостоятельно, если была создана игровая ситуация).
    • Захватывать мелкие предметы (пуговица, ластик) большим и указательным пальцами.
    • Катить перед собой игрушку на колесиках, прокатывать мячик.
    • Открывать и закрывать дверцы шкафов, доставать из них и рассматривать различные вещи, выдвигать и задвигать ящики.
    • Подражать действиям взрослого: «причесываться», «краситься маминой косметикой», «дуть на горячее» и т. п.
    • Подражать действиям сверстников: стучать, хлопать, сыпать, копать песок и т. п.

    Эмоционально-социальное развитие ребенка в возрасте 1 год должно соответствовать следующим показателям:

    • Малыш может эмоционально проявлять свои чувства: целовать, обнимать маму, папу, любимую игрушку.
    • Радоваться веселым играм со старшими, новым игрушкам (иногда ребенок может даже испугаться появлению новой игрушки).
    • Узнавать всех близких и радоваться их приходу.
    • Узнавать близких на фотографии, показывать пальчиком, где мама, папа.
    • Малыш может насторожиться, заплакать при появлении «чужого» человека.
    • Листать книжки, с интересом рассматривать картинки, показывать по просьбе на какое-либо изображение (котика, собачку).
    • Эмоционально реагировать на музыку: «танцевать», «подпевать».
    • Подражать мимике взрослого.
    • Выражать свое недовольство мимикой () на запрет, строгий тон взрослого.
    • Смотреть в зеркало, восхищаться своим отражением, играть с ним, строить рожицы.
    • Подражая взрослым «разговаривать» по телефону.

    Оценивая речевое развитие ребенка, специалисты рассматривают два показателя: активную речь и понимание речи. В год ребенок должен уметь:

    • Говорить на «детском» языке от 2 до 10 слов, на вопрос «Кто это?» отвечать автономными словами.
    • Изображать знакомые звуки и действия: подражать голосам животных, отвечать показом на вопрос «Как Ванечка плачет, поет, танцует?» и т.п.
    • Подражать (интонационно), повторяя за взрослыми новые слова.
    • Подражать знакомым словам, произносимым сверстниками.
    • Показывать по просьбе на одну из 4-х игрушек и на одну из 2-х картинок.
    • Выполнять просьбы: «принеси», «дай», «положи», «закрой», «открой».
    • Понимать слово «нельзя».
    • Показывать по просьбе на называемые предметы в доме.
    • Махать ручкой «пока-пока», играть в «ладушки», показывать, как летает птичка (махать ручками), играть в игру «ку-ку» (ладошками закрывать и открывать лицо).
    • Знает и реагирует на свое имя

    К годовалому возрасту малыш должен овладеть простейшими бытовыми навыками:

    А вообще, все дети разные и индивидуальные!

    Первый год жизни малыша – самый важный и насыщенный. Никогда в жизни не будет таких разительных изменений, такого прогресса в развитии малыша, как в эти 12 месяцев.
    За это время вес ребенка увеличивается втрое, появляются 8-12 зубов, он умеет ходить (самостоятельно или с поддержкой взрослых)…
    Несмотря на столь разительные перемены, многие родители задаются вопросом, соответствует ли развитие их ребенка общепринятым стандартам, существуют ли таковые вообще. О том, что должен уметь ребенок в 1 год, и поговорим сегодня.

    Физические показатели: что считается нормой?

    Каждый малыш, начиная свой жизненный путь, имеет разные стартовые возможности и условия. Ничего странного, если к концу первого годика детки приходят с разными показателями. Младенец – это чистый лист, и что на нем будет написано, зависит от многих факторов.

    Но, несмотря на индивидуальные особенности, по мнению ВОЗ , к первому году жизни ребенок должен прийти с такими физическими показателями и иметь такие двигательные навыки:

    • Увеличением веса примерно втрое;
    • С ростом, увеличившимся на половину показателя при рождении;
    • Умением стоять, ходить (с помощью), приседать и подниматься;
    • Подниматься по лестнице (ползком или с помощью взрослых);
    • Катать коляску;
    • Залезать на стул, диван;
    • Нажимать на игрушки, создающие звуки.

    Параметры роста и веса не имеют константы , однако, в педиатрии существует таблица с примерными показателями физических параметров развития малыша. Здесь важен взвешенный подход: если родители хрупкого телосложения, сложно требовать от ребенка полного соответствия принятым нормам.

    Важно следить, чтобы рацион малыша был разнообразным, в него входило достаточно продуктов с кальцием витамином Д.

    Познавательное развитие малыша: активность и мелкая моторика рук

    Годовалый возраст крохи – это период открытия и познания мира, отдельных явлений, осознание свойств и предназначения предметов. Крайне важно, чтобы в этот период ребенок имел возможность полноценного общения с родителями, старшими детьми, сверстниками. Это дает возможность наблюдать, сравнивать, повторять действия.

    Рита, мама Егора 1 год: «Оказывается, и между грудничками может быть конкуренция. Девятимесячный сынишка соседки умел показывать на пальчиках, что ему будет скоро один годик, а моему был год, но я его этому не учила. Малыш научился моментально, и в тот же день не только показывал, сколько ему лет, но и научился говорить «динь» (один в переводе)».

    Психологи считают, что годовалый малыш может самостоятельно выполнять такие манипуляции:

    • Складывать и разбирать пирамиду;
    • Собирать мелкие игрушки в коробку или в другую объемную игрушку (ведерко и пр.);
    • Строить башенку из кубиков;
    • «Найти» себе забаву из обыденных вещей (посуда, обувь).
    • Воспроизводить «жизненные» ситуации: кормить куклу, причесывать собачку, на своем языке хвалить или ругать кого-то;
    • Брать пальчиками мелкие предметы, отдавать их по просьбе;
    • Катать мяч, перекатывать его напарнику по игре;
    • Подражать действиям взрослых «как дед кашляет, папа читает газету, мама красит губы»;
    • Интересовать содержимым ящиков, шкафчиков, открывать и закрывать их;
    • Подражать поведению старших деток или повторять за сверстниками: пищать, хлопать, прыгать.

    Мама восьмимесячного Ростислава поделилась «изобретением» сынишки: «Сын сидел в манеже и громко смеялся. Когда я подошла, увидела занимательную картину: малыш ставил карандаш (с гранями) в чашку, наклонял ее немного, и карандаш катался по стенкам чашки, издавая цокот из-за перекатывания с грани на грань. От этого звука кроха весело хохотал, а когда карандаш останавливался, он опять наклонял чашку, и движение по инерции продолжалось».



    Социальные навыки и привычки

    Годовалого ребенка, которого родители не ограничивают в общении, прогулках, отличает от чрезмерно опекаемых сверстников активное поведение, коммуникабельность и желание все попробовать, постоянно двигаться. Получив доступ к заинтересовавшему объекту, малыш уделяет ему внимание, исследует, испытывает всеми возможными способами, хвастается перед другими.

    Для годовалого возраста свойственно такое поведение ребенка:

    • Проявлять свои чувства к маме, папе, любимым игрушкам. На вопрос «А как ты любишь маму?» целовать и обнимать, даже укусить обожаемый объект;
    • Радостно реагировать на появление новой игрушки;
    • Радоваться приходу знакомых ему людей;
    • Показывать на фото членов семьи;
    • Бояться незнакомых людей;
    • Интересоваться книжками, увлеченно их перелистывать, показывать пальчиком на знакомых животных, предметы, на сказочных персонажей;
    • Петь и танцевать (реакция на звучащую музыку);
    • «Возмущаться» на запреты или строгий тон старших при помощи мимики, сварливого бормотания, писка, крика;
    • Подражать многим действиям взрослых; пылесосить, говорить по телефону, собираться на работу;
    • Хвалить себя, рассматривать себя в зеркало.

    Чем больше малышу уделялось внимания, велись с ним взрослые «беседы», «читались» книжки, тем больше багаж знаний и умений будет к годовалому возрасту у крохи.

    Речь и ее понимание

    По мнению неврологов, одним из основных навыков того, что должен уметь делать ребенок в год – это понимать речь других и начинать произносить свои первые слова. Важнейшим показателем нормального развития малыша есть его реакция на просьбу других: «Покажи, где у тебя ушко, принеси мячик, покорми куклу и пр.». Если реакция отсутствует, есть повод для беспокойства: у малыша могут быть проблемы со слухом (зачастую это обнаруживают раньше, чем в год) или он отстает в развитии.

    Так что должен знать ребенок в 1 год, какой «словарный запас» считается нормальным к 12-месячному возрасту?

    • Произносить от десяти отдельных слов;
    • Подражать звукам, издаваемым животными, транспортом, показывать, как сам малыш поет или разговаривает по телефону;
    • Копировать интонацию взрослых;
    • Произносить отдельные слова или их заменители при общении с другими детками;
    • Выполнять просьбы взрослых, понимать запреты;
    • Указывать на предметы интерьера, перечисляемые взрослыми;
    • Реагировать на свое имя;
    • Выполнять игровые манипуляции «ладушки, ку-ку, пока».



    Характер

    К годику родители уже хорошо ориентированы на личностные свойства малыша: спокоен или капризен, усидчив или слишком активен. Это заложено природой, и как говорили мудрые мира сего, воспитательными мерами нам по силам изменить лишь несколько процентов.
    12-месячный возраст – это тот период, когда ребенок начинает осознавать, что расставание с мамой – это плохо, появляются первые детские страхи. Мудрые родители – те, кто терпеливо объясняет, куда идет, на какое время, умеет договариваться с малышом и не поддается на крики, истерики (в годик это уже ярко проявляется).
    Важно научить малыша правильной реакции на запрет: серьезный тон и спокойное объяснение со временем выработает у крохи понимание слова «нельзя».

    Бытовые навыки

    К году ребенок должен владеть некоторыми бытовыми навыками:

    • Держать в руке и кусать твердую пищу;
    • Самостоятельно пить;
    • Пытаться самостоятельно кушать (руками или специальной ложкой);
    • Понимать и активно участвовать в гигиенических процедурах: давать ручки и лицо для умывания, вытирать руки;
    • Делать первые попытки одеваться, реагировать на слова мамы «давай одну ножку, а теперь вторую»;
    • Осознавать связь между мокрыми штанишками и своими потребностями, показывать, что ему дискомфортно от того, что одежда мокрая или хочется на горшок.

    Можно ли ускорить развитие малыша?

    Список того, что должен знать и уметь малыш в 1 год, довольно солидный. Как прийти к такому результату, имея всего 12 месяцев в запасе?
    Природа мудра, основные навыки ребенок получает на генетическом уровне, но вот относительно психоэмоционального развития – здесь есть простор для того, чтобы вырастить маленького вундеркинда.

    Естественно, природные данные – это сверхважно, но общение и ранее развитие способны принести поразительные плоды. Начав учить малыша плаванию в возрасте нескольких месяцев, к году получаем результат, который недоступен 99% сверстников. Неправильно говорить, что ребенок ничего не умеет, вернее признать, что родители его ничему не научили.


    Как ускорить развитие: игры, занятия, путешествия

    Как помочь малышу расти активным, умным и любознательным? Ответ прост: предлагать ему новые предметы, впечатления, общение не после того, когда это ребенка заинтересует, а до того момента, то есть действовать по методике опережающего развития. Для этого не нужны огромные финансовые вложения, няни и репетиторы. Достаточно внимания, любви и желания самих родителей.

    Нередкие случаи, когда ребенок первый раз видит ножницы и пытается ими резать в детском саду в возрасте 5 лет. Аналогичная история и с акварельными красками, клеем, цветной бумагой и пластилином. И есть другие случаи, когда полуторагодовалый ребенок ловко орудует ножницами, рисует красками при помощи собственных ладошек и вместе с взрослыми клеит отрывные аппликации.

    Чемпионы, ученые, изобретатели вырастают в тех семьях, где ребенку с пеленок предлагалось что-то новое, интересное, увлекательное. А ведь ничего сложного в этом нет: детский турник, гимнастическое снаряжение, энциклопедия, краски и бумага, совместные путешествия и постоянные беседы с малышом – это даст результат, и тогда даже в годовалом возрасте малыш будет радовать вас своими успехами.

    Видео по теме

    Вот малышу уже год и месяц! Для родных наступают горячие деньки. Мало того, что нужно ответить на все вопросы, изложенные младенческим языком, но необходимо и удержать ребенка от опасных опытов. Маме и всей семье понадобится хороший ресурс любви и терпения.

    Физические параметры

    Сначала поговорим о самом важном – физическом здоровье. Всемирная Ассоциация здравоохранения разработала шкалу роста и веса для младенцев всех рас и обоих полов. Приводим данные для нашего региона.

    Для мальчиков:

    • рост: от 73,5 до 78,4 см;
    • вес: от 8,7 до 11 кг;
    • окружность головы: от 44,9 до 47,6 см;
    • должен иметь 8 передних зубов.

    Для девочек:

    • рост: от 70,5 до 76,8 см;
    • вес: от 8 до 10,2 кг;
    • окружность головы: от 43,7 до 46,4 см;
    • ребенок должен иметь 8 передних зубов.

    Небольшое отклонение от нормы – не повод для тревоги, а вот более серьезные отклонения в большую или меньшую сторону обсудите с педиатром, особенно если раньше малыш развивался нормально. Серьезные заболевания лучше выявить на ранней стадии.

    Режим сна малыша

    Интересно, что уже в столь малом возрасте дети начинают делиться на сов, жаворонков и голубей.

    • Жаворонки укладываются спать в 20-22 часа, но уже в 4-5 начинают «трудовую» деятельность, просят грудь.
    • Совы могут бодрствовать до 23-х, но первый раз просыпаются в 6-7 утра.
    • Голуби не имеют определенного режима, чем вводят в ступор родителей.

    Дети в большинстве своем делят ночной сон на две части. Днем такие малыши тоже спят в два приема – минимум по часу. В сумме в этом возрасте малыш должен спать 10-13 часов в сутки.



    Как раз в этот период родители могут выявить, к какому суточному типу относится ребенок. Так, поднятая рано утром “сова” будет постоянно стараться прикорнуть и добрать утренние часы сна

    Навыки и умения малыша

    В норме 13-месячный ребенок не только умеет распознавать, но и демонстрирует всю гамму человеческих настроений, чувств и поступков (рекомендуем прочитать: ). Он будет проявлять не только любовь, но и независимость, страх, злость, упрямство, непослушание, грусть. Во всех этих проявлениях ему нужна безусловная любовь мамы и папы, но уже стоит выставлять границы и внушать слово «нельзя». Пока малыш очень привязан к маме, однако нужно нежно подталкивать его к общению с другими людьми.

    • Примите чувства вашего ребенка. Он имеет на них право.
    • Если отучаете от груди, старайтесь вознаградить это лаской и забавой. Не отучайте во время болезни или важных изменений в его жизни (переезд, например). Во время отлучения постарайтесь занять его чем-то новым и захватывающим.

    В 1 год и 1 месяц дети проявляют большую активность и стремление к самостоятельности. Их проще занять и направить. Они уже умеют ходить сами или с помощью взрослых или ползают с изумительной прытью. Исследование домашней территории переходит на более высокий уровень: открываются полки, двери и окна, все пробуется на зуб и засовывается в нос или ухо. Некоторые уже умеют приставить стульчик и влезть довольно высоко.

    Ходят годовалые дети неумело, но с большим энтузиазмом. Они стремятся ходить, как все взрослые вокруг них. Тем более, что прямохождение позволяет расширить горизонты.



    Малыш очень гордится своим новым навыком хождения, поэтому применяет его в любой удобный момент. Мамочке нужно быть осторожной, потому что ребенок становится очень любопытным и может оказаться в опасности

    Что должен уметь ваш ребенок?

    1. Сам сидит за столиком и пытается есть без вмешательства взрослого. Не следует пресекать эти попытки, даже если ребенок перемажет все вокруг.
    2. Малыш в год и месяц выполняет простые просьбы: «дай мячик», «принеси мишку», знает, как называются предметы и игрушки.
    3. Кроме гуления и агуканья, уже формирует фразы с повторяющимися словами (мама, баба, папа, биби), имитирует голоса животных (гав, му, мяу, ко-ко-ко). Понимает важные слова: «на» и «дай», «да» и «нет». Различает звуки, разговаривает сам с собой на младенческом языке. Слушает свой голос, изменяя громкость и интонации.
    4. Ребенок понимает, что может влиять на предметы – толкать, тянуть, хватать, бросать, прятать. Он делает это с наслаждением – таков его способ владеть окружающим.
    5. Общения с семьей уже мало – ребенок тянется к сверстникам и детям постарше, на прогулке рассматривает других малышей. Ищите компанию – ранняя социализация большое благо. Дети друзей, родственников, соседей, компания из песочницы или кружка развития дают бесценный опыт ранней дружбы и умение вести себя в конфликте.
    6. Если ваш малыш в год и месяц не ходит, а энергично ползает и встает, примените мягкую педагогическую силу. Дайте ему уцепиться за ваши пальцы обеими ручками и водите. Поощряйте хождение интересными вещами: «давай подойдем к той игрушке, к тому красивому цветочку». Предметы лучше показывать на уровне его глаз, чтобы малыш понимал – чтобы много увидеть, надо много ходить. Сядьте на диване за 3-4 м от малыша и протяните к нему руки, позовите его. Если он приползет, не ругайте, опуститесь сами на четвереньки, а потом встаньте, показывая пример. Проявите бурную радость, когда малыш решит подойти, обнимайте и качайте его.


    Дети в этом возрасте уже начинают более осознанно разговаривать, поэтому понять их куда легче, чем раньше. Нужно поощрять эти разговорные навыки и побольше заниматься с малышом

    Развивающие и вспомогательные занятия

    Развивающие занятия и игры призваны облегчить и ускорить созревание малыша. Раннее развитие человека всегда происходило одинаково: он лезет так высоко, как только может, не думая об обратном спуске (рекомендуем прочитать: ). Следите за ребенком, не оставляйте его даже на короткое время: дети очень реактивны, если им что-то интересно (рекомендуем прочитать: ). Снимайте малыша с высоты, научите спускаться самостоятельно, но не рискуя, с малой высоты, сопровождайте действия словом «нельзя».

    Выводите ребенка «в люди» – в торговые центры, на разные детские площадки, в парки, соблюдая меры безопасности (например, во время эпидемий). Новые впечатления пробудят его исследовательские инстинкты, научат не бояться нового.

    Игрушки , подходящие для возраста в 1 год и 1 месяц:

    • книги, иллюстрированные яркими и понятными картинками, энциклопедии малыша, сказки, говорящие книги и т (рекомендуем прочитать: ).д.;
    • большие игрушки, которые можно бросать и толкать (машинка, мишка, пупс), каталки с трещотками и мигалками, разные стучалки и звучалки.

    Эффективные занятия для ребенка в 1 год и 1 полный месяц могут быть самыми разнообразными. Купите куб с прорезями разных геометрических форм: пусть ребенок впихивает в соответствующие отверстия звезду, квадратик, треугольник и т (см. также: ). д. Хороша и копилка, в которую малыш будет опускать пуговицы и монеты (строго следить, чтобы не проглотил). Покажите, как получить бренчание, тряся копилкой. Звуковые игры – это то, чем стоит заниматься каждый день.

    Спрячьте игрушку на глазах у малыша простым способом (накрыв коробкой, тканью или заведя руки за спину). Пусть малыш ищет. Привяжите к игрушке яркую ленточку на его глазах и спрячьте так, чтобы он видел кончик ленты. Найдет – бурно радуйтесь и восхищайтесь.

    Полезно развивать и чувство цвета. Листы цветной бумаги раскладываем по полу, поставив на них предметы и игрушки того же цвета, проговариваем названия цветов. Потом игрушки убираем, играем ими с ребенком и просим его самостоятельно разложить по цветам на листочке бумаги. В 13 месяцев он уже вполне справится с этим.



    Чувство цвета для развития ребенка очень важно – оно помогает лучше понимать окружающий его мир и выражать ощущения при помощи художественных инструментов

    Чем можно кормить малыша?

    Пора обогатить питание. Да, ваша радость пока почти не имеет зубов, но уже в состоянии оценить новый вкус и усвоить новые блюда. У ребенка в этом возрасте формируется кулинарный вкус. Делайте здоровую, простую и вкусную еду, измельчайте ее так, чтобы не было проблем с глотанием и перевариванием. Например, бутерброд с маслом и сыром – обрежьте корочки, порежьте на маленькие кубики и посыпьте тертым сыром. Пусть ест самостоятельно. Кстати, в интернете есть множество видеорецептов для малышей.

    Сбалансированное меню на 3 дня:

    День первый День второй День третий
    Завтрак
    • Омлет на пару
    • Молочная каша
    • Ломтик хлеба с маслом
    • Травяной чай
    • Пюре овощное
    • Ломтик хлеба с маслом и сыром
    • Чай, забеленный молоком
    • Суфле из манки с морковкой
    • Молоко
    • Ломтик хлеба с маслом
    Обед
    • Борщ протертый
    • Суфле из куриной грудки
    • Картофельное пюре на молоке
    • Компот
    • Суп-пюре из брокколи или цветной капусты
    • Кабачковое пюре
    • Вегетарианские щи
    • Картофельная запеканка с мясом
    • Несладкое печенье
    • Компот
    Полдник
    • Кефир
    • Несладкое печенье
    • Протертое яблоко
    • Кефир
    • Молочные сухарики
    • Фрукты
    • Нежирный творог
    • Кефир
    • Фрукты
    Ужин
    • Гречневая каша
    • Молоко
    • Ломтик хлеба
    • Запеканка из творога
    • Молоко
    • Ломтик хлеба
    • Пюре овощное
    • Чай, забеленный молоком
    • Ломтик хлеба

    Когда крохе исполняется 1 год, он становится уже практически самостоятельным. Он уверено ходит, начинает говорить, и, конечно, его интересует совершенно все, что происходит вокруг. Теперь от мамы требуется не только простой уход, обеспечение базовых потребностей малыша, но и его интенсивное развитие. Известно, что именно в возрасте от года до трех происходит закладка всех мыслительных процессов, поэтому терять время даром не стоит, будущее крохи закладывается прямо у вас на глазах. Но чтобы планировать и корректировать процесс обучения, маме нужно обязательно знать, что должны дети уметь в 1 год. Это позволяет отслеживать динамику развития и сравнивать ее с нормативами. В случае серьезного отставания вы сможете обратиться к специалистам за своевременной помощью.

    Самое важное - это безусловное принятие

    Все нормы выведены на основе статистики, они вовсе не являются аксиомой. Ваш ребенок может опережать средние показатели или немного запаздывать. Поэтому изучая, что должны дети уметь в 1 год, нельзя забывать и о том, что 100%-го совпадения может и не быть. Все люди разные, и годовалые малыши имеют право быть такими же.

    Второй момент, про который должна помнить знать мама, - что годовасики очень отзывчивы на внешние стимулы. Если вам кажется, что отстает физическое развитие, возможно, стоит меньше носить кроху на руках и предоставлять ему больше возможности пробовать свои силы. Не помешает также массаж. А если вы хотите подтянуть развитие мелкой моторики, то уделите внимание рисованию и лепке. Но все равно мы возвращаемся к тому, что маме нужны ориентиры, а потому давайте перейдем непосредственно к рассмотрению, что должны дети уметь в 1 год.

    Физическое развитие

    Его оценить проще, поэтому мы с вами начнем именно с наблюдаемых показателей. Малыш должен уверенно стоять без поддержки. Обычно к этому времени все дети могут спокойно ходить за одну или обе руки, а некоторые уже и полностью без поддержки. Если навык прямохождения не освоен, маме обычно рекомендуют пройти курс парафиновых сапожек и массажа. Не стоит сильно переживать, если кроха пока стоит только у опоры, а передвигаться по открытому пространству не рискует. Ему нужно лишь разок попробовать. А что должны дети уметь в 1 год? Уверенно стоять на ногах, опираясь на подошву, а не на носочки. В противном случае нужно обращаться к невропатологу, чтобы он назначил лечение.

    Осваиваем двигательные навыки

    В возрасте 12 месяцев многие дети еще активно ползают, особенно когда нужно пересечь большую комнату или просто во время игры. Однако некоторые полностью минуют этот этап, сразу начиная ходить. Кроха уже вполне уверенно покоряет лестницу, причем как вверх, так и вниз. Конечно, в этом случае взрослый должен контролировать малыша. Очень хорошо, если он умеет приседать, выпрямляться и подниматься на ноги из любого положения. Не стоит недооценивать возможности маленького человечка, он уже достаточно умелый, чтобы выполнить огромное количество движений. Особенно активные уже свободно влезают на кровать и диван, забираются на кресло.

    Социальные навыки

    А мы продолжаем говорить о том, что должен уметь ребенок в 1 год. Пока еще его мир заключен внутри семьи, малыш застенчив в общении с другими взрослыми, а если его оставить с незнакомым человеком наедине, то он может испугаться и расплакаться. Это нормальное явление, пока он всему миру предпочитает маму и папу. Сейчас кроха активно учится издавать различные звуки, повторять за взрослыми, подражать старшим во время игры. Стоит ли добавлять, что чем больше вы проводите времени, играя вместе с малышом, тем лучше идеть его развитие, тем больше он узнает.

    А вот ровесники на детской площадке его начинают интересовать намного сильнее, чем раньше. Ведь оказывается, они такие же, как он, маленькие и не слишком умелые. Однако нужно знать, что, даже играя рядом, они не делают этого вместе. И тем более не стоит просить кроху поделится своими игрушками. Пока что он сам, его вещи и мама - это все одно большое "я". Не стоит упрекать его в жадности, ведь соседский ребенок забирает не просто лопатку, а кусочек его самого.

    Ключ к ответам

    Просто понаблюдайте за своим малышом. Он должен уметь эмоционально проявлять свои чувства: обнимать родителей, любимую игрушку, радоваться веселым играм. Обычно уже в этом возрасте он отлично узнает всех близких и очень радуется, когда они приходят. На фотографии ребенок может показать маму и папу. Однако, выставляя оценки его навыкам, не забывайте о том, что это еще совсем маленький ребенок (1 год). Развитие (что должен уметь, другими словами) идет индивидуально. Кто-то растет очень общительным, другие предпочитают часами крутить в руках коробочки-вкладыши, пытаясь понять, как они собираются.

    Детки в этом возрасте с удовольствием рассматривают картинки в книжках, показывают, где на них изображены кошки или собачки, а также другие известные предметы и животные. Они эмоционально реагируют на музыку, пытаясь подпевать или танцевать. Маленькие актеры подражают мимике взрослого, следите за собой. Чем меньше вы будете хмуриться, тем понятнее будет малышу, что мир в порядке, а он в нем в безопасности.

    Речь малыша

    Первые слова - это именно то, чего так долго ждали родители. Трогательные, нежные «мама» и «папа» приводят в восторг и умиление. Педиатры, говоря о том, что должен уметь ребенок в 1 год, отмечают, что он уже должен освоить от двух до десяти простых слов. Нет ничего страшного в том, что звучат они совершенно не так, как мы привыкли. Помимо того что он освоил, как называть родителей, бабушку и дедушку, он может уже вполне осмысленно ответить на вопрос: «Кто это?», когда показывают на маму или папу.

    На сегодняшний день развитие его мозга уже достигло определенных высот. Даже не умея строить фразы, он достаточно легко покажет вам действиями, как можно плакать, танцевать, брать ложку и тому подобное. Не ограничивайте себя стандартным набором того, что должен уметь делать ребенок (1 год). Пойте и танцуйте вместе с ним, рассказывайте сказки, лепите и рисуйте. Разместите дома как можно больше ярких картинок, шуршащих, звенящих и бренчащих игрушек, конструкторов, которые представляют собой наборы крупных геометрических предметов. Включайте классическую и детскую музыку. Сейчас его развитие зависит от того, что он слышит и видит, чувствует, а самое главное, может потрогать руками. Поэтому единственное, чего не должен делать родитель, - это ограничивать активность малыша.

    Говоря про речевое развитие, нужно заметить, что, даже не умея произносить те или иные слова, ребенок должен вполне отчетливо понимать, что обозначает обращенная к нему речь. Проверить это очень просто. Если он легко выполняет просьбы «дай», «принеси», «покажи», значит, все в порядке и скоро все эти слова появятся и в его речи. Детки должны хорошо уметь показывать жестами «до свидания», полет птички, знать игру «ку-ку».

    Растем не по дням

    В этом возрасте развитие навыков идет столь бурно, что малыш меняется каждый месяц. Вообще первые три года жизни - это волшебный период, когда у вас на глазах проходит целая эволюция. Давайте теперь посмотрим, что должен уметь ребенок 1,2 года. Вроде между этими цифрами - совсем небольшой промежуток времени, однако человечек меняется просто на глазах. Недавно он не мог держать в руках кубик, а сегодня выстраивает из них башню. Именно в этом возрасте малыш начинает осознанно манипулировать предметами. Пирамиды и вкладыши становятся на недолгое время его любимыми забавами.

    Сложно перечислить все навыки, которые должен освоить кроха. Педиатры отмечают, что он должен уметь самостоятельно вставать и садиться, ходить, залезать на различные поверхности и уверенно сидеть на стуле. Важнейшим критерием развития речи продолжает быть понимание речи взрослого, умение выполнять простейшие поручения. Кроха должен активно подражать действиям родителя в игре, укачивать куклу, кормить и пеленать, пылесосить, катать машину. Если все это сопровождается звуками, то развитие идет своим чередом.

    Что должен уметь ребенок 1,3 года

    Прошел еще один месяц, и вашего кроху почти невозможно унять. Он постоянно в движении, бегает и прыгает, причем максимальное время, на которое он может сосредоточиться на одном занятии, - это 10-15 минут. Сейчас он уже осознанно учится строить отношения и изучает окружающий мир. Сейчас формируется важное нововведение: ребенок начинает играть не рядом со взрослым, а вместе с ним. Это крайне важно, поскольку мы не живем вне социума.

    Сейчас кроха осваивает режим, понимает разницу между «хочу» и «надо». Его можно приучать собирать игрушки и умываться перед сном, ложиться в одно время. В лексиконе насчитывается уже 15-20 слов, однако есть дети, которые пока только начинают проговаривать первые звуки. Ничего страшного в этом нет, главное, что ребенок понимает обращенную к нему речь.

    Прогресс не стоит на месте

    Отрезок между 12 и 17 месяцами очень короткий, однако невероятно насыщенный. Если до года ребенок учился сидеть, стоять и ходить, причем между освоениями этих навыков походило достаточно много времени, то сейчас что ни день, то достижение. Ребенок прекрасно освоил передвижение в пространстве, стал ловким и быстрым. Примерно в 1 год и четыре месяца ребята учатся самостоятельно есть.

    Жажда деятельности у детей просто неуемная, поэтому нужно каждые 15-20 минут предлагать крохе что-то новое, что можно изучать, крутить и рассматривать. Малыши сейчас должны произносить около 4-10 слов, однако знают они намного больше. На картинках они свободно должны показывать основные цвета, фрукты и овощи, домашних животных. Практически все дети могут ответить, как говорит кошка или собака.

    Сейчас меняется игра. Дети не просто манипулируют с предметами, а совершают с ними определенные действия. Можно сказать, что зарождается первая сюжетная игра. Поэтому нужно позаботиться о том, чтобы у вас было достаточно фигурок людей и зверей, а также декораций. По-прежнему ребят интересуют кубики, пирамиды, но сейчас они способны освоить и более сложные вкладыши и лабиринты. Все это должен уметь ребенок 1,4 года.

    Возраст 17 месяцев - новая веха

    Говорить о развитии малыша можно бесконечно, однако мы сегодня ограничимся возрастным отрезком до полутора лет. Время не прошло даром, кроха получил бесценные знания и уже сильно отличается от годовалого карапуза. Что должен уметь ребенок 1,5 года? В первую очередь хорошо бегать, огибать препятствия, забираться на предметы, бросать и догонять мячик.

    Однако большинство родителей больше интересует интеллектуальное развитие. Сегодня открывается временной отрезок, когда малыш начинает буквально впитывать новые знания. Он уже многое умеет. Ребенок спокойно может найти в комнате предмет, подобный показанному ему, отличает кубик от шарика и кирпичика, подбирает фигурки для отверстий сортера, ориентируется в понятиях цвета, формы и размера, собирает пирамидку и довольно неплохо рисует.

    Радуют и бытовые навыки. Ребенок почти не проливает еду и питье, следит за своим туалетом, начинает осваивать горшок. Активно развивается речь. Сегодня в словаре малыша уже более 40 слов, и этот запас продолжает расти.