Войти
Женский портал - Lizabrodskaya
  • Освобождение от созависимости на пути к свободе Освободиться от ловушки созависимости
  • В помощь педагогу психологу Набор семаго
  • Как научить ребенка жевать?
  • Как поступать родителям если учитель кричит на ученика и имеет ли он на это право Учитель кричит на ученика что предпринять
  • Цена поцелуя или за сколько продался иуда
  • Взгляд мужчины глаза в глаза
  • Как делать намаз сидя на стуле. Хукм молитвы на стуле. Близкая поездка или несовместимость молитв

    Как делать намаз сидя на стуле. Хукм молитвы на стуле. Близкая поездка или несовместимость молитв

    Пятикратный обязательный намаз является одним из самых важных столпов Ислама. Первое, за что человек будет спрошен в – это намаз. Если человек выдержит этот отчёт, для него дальнейший спрос будет облегчён.

    От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

    إنَّ أوَّلَ مَا يُحَاسَبُ بِهِ العَبْدُ يَوْمَ القِيَامَةِ مِنْ عَمَلِهِ صَلاَتُهُ ، فَإنْ صَلَحَتْ ، فَقَدْ أفْلَحَ وأَنْجَحَ ، وَإنْ فَسَدَتْ ، فَقَدْ خَابَ وَخَسِرَ ، فَإنْ انْتَقَصَ مِنْ فَرِيضَتِهِ شَيْءٌ ، قَالَ الرَّبُ عز وجل : انْظُرُوا هَلْ لِعَبدي من تطوّعٍ ، فَيُكَمَّلُ مِنْهَا مَا انْتَقَصَ مِنَ الفَرِيضَةِ ؟ ثُمَّ تَكُونُ سَائِرُ أعْمَالِهِ عَلَى هَذَا

    «Поистине, в День Воскрешения расчёт с рабом Аллаха прежде всего будет произведён за его намазы. Если они будут хороши, он преуспеет и добьётся желаемого, а если они окажутся негодными, то он потерпит неудачу и понесёт убыток. Если же в выполнении обязательных намазов обнаружатся недостатки, Всемогущий и Великий Господь скажет ангелам: "Посмотрите, есть ли у раба Моего добровольные намазы (суннат-намазы), чтобы за их счёт восполнить недостатки в обязательных". А затем со всеми остальными его деяниями поступят так же ». (Тирмизи , 413; Абу Дауд, 864)

    Поэтому без необходимости нежелательно сидеть даже при совершении суннат-намазов. Однако тот, кто по болезни или другой уважительной причине совершит суннат-намаз сидя, получит такое же вознаграждение, как за намаз, совершённый стоя.

    Тот же, кто совершил желательный намаз сидя, имея возможность совершить его стоя, получает вознаграждение, равное половине вознаграждения за намаз стоя. То же касается и того, кто совершает намаз лёжа.

    Из всего вышеприведённого явствует, что простая усталость не даёт права молящемуся совершать обязательный намаз сидя. Он может совершить суннат-намазы сидя, но за них он получит вознаграждение, равное только половине той награды, которую получает человек, совершивший желательный намаз стоя.

    Исключением может быть случай, когда человек совершенно обессилел и устал так, что у него не осталось сил совершать намаз стоя. В этом случае он может совершить намаз сидя. Но каким бы уставшим ни был человек, если он может стоять на ногах, он должен совершить намаз стоя.

    Стоит отметить, что, если человек начнёт совершать суннат-намазы стоя, он может продолжить его сидя и завершить сидя. Точно так же разрешается совершить сидя и фарз-намаз, если человек не может его продолжить стоя.

    Султанов Мухаммад

    Вопрос:

    Во время молитвы Таравих некоторые молятся, сидя на стуле. Как в этом случае выровнять ряды?

    Ответ: Хвала Аллаху

    Во-первых: стояние, поясной и земной поклон являются столпами молитвы. Если человек в состоянии выполнить их, то он обязан выполнить их так, как предписано в Шариате. Если же он не в состоянии выполнить их по причине болезни или старости, то он выполнять молитву, сидя на полу или на стуле.

    Аллах говорит:

    ????????? ????? ???????????? ??????????? ?????????? ????????? ??????? ??????????

    «Оберегайте намазы, и особенно, средний (послеполуденный) намаз. И стойте перед Аллахом смиренно» (Корова 2:238)

    Передается, что Имран ибн Хусайн (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “У меня был геморрой, и я спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха) о том, как мне совершать молитву. Он сказал: «Совершай молитву стоя, но если не сможешь, молись сидя, а если не сможешь и этого, то молись лежа на боку»”. Аль-Бухари, 1066.

    Сказал Ибн Кудама аль-Макдиси (аль-Мугни 1/443): «Ученые единогласны во мнении, что если человек не может молиться стоя, то ему разрешено молиться сидя».

    Сказал ан-Навави (аль-Маджму 4/226): «Наша умма единодушна во мнении, что если человек не может стоять во время обязательной молитвы, то ему разрешено молиться сидя и он не должен восполнять эту молитву. Сподвижники говорили: его награда за молитву сидя не меньше, чем за молитву стоя, потому что у него есть оправдание. В «Сахихе» аль-Бухари приводится хадис о том, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда раб Аллаха болеет или находится в пути, ему записывается совершение того же, что он обычно делал, оставаясь у себя дома и будучи здоровым».

    Сказал аш-Шаукани (Найль аль-Аутар, 3/243): «Хадис от Имрана указывает на то, что если у человека есть оправдание и он не в состоянии молиться стоя, то он может молиться сидя, а если он не в состоянии молиться сидя, то может молиться лежа на боку».

    Сказал шейх уль-Ислам Ибн Таймия (Маджму аль-Фатава, 8/437): «Мусульмане придерживаются мнения, что если молящийся не в состоянии выполнить какую-то обязательную часть молитвы, например, стояние, произнесение слов молитвы, поясной или земной поклон, прикрытие аурата, направленность на киблу, то с него снимается обязанность делать это».

    Исходя из этого можно сказать, что если человек молится сидя, будучи в состоянии молиться стоя, то его молитва считается недействительной.

    Во-вторых: следует отметить, что если человек имеет оправдание сидеть во время стояния, это не значит, что ему разрешено делать поясной и земной поклоны сидя.

    И если человек не в состоянии выполнять поясные и земные поклоны так, как положено, это не значит, что ему разрешено сидеть тогда, когда нужно стоять.

    Основа обязательных действий в молитве такова, что человек должен сделать то, что в его силах; а если он не в состоянии сделать что-либо, то он освобождается от этого.

    Кто не в состоянии стоять, тому разрешено сидеть во время стояния и ему следует выполнять поясные и земные поклоны должным образом. Если он может стоять, но ему тяжело делать поясные и земные поклоны, то ему следует молиться стоя, а при выполнении поклонов садиться на стул. И во время земного поклона он должен склоняться ниже, чем во время поясного.

    Сказал Ибн Кудама аль-Макдиси (аль-Мугни, 1/44): «Если человек может стоять, но не может совершать поясные и земные поклоны, то стояние обязательно для него; он должен молиться стоя и склонить голову для поясного поклона, затем сесть и склонить голову для земного поклона. Это мнение аш-Шафии.

    Аллах говорит:

    ????????? ??????? ??????????

    «И стойте перед Аллахом смиренно» (Корова 2:238). И Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Совершай молитву стоя». Стояние - один из столпов (обязательных частей) молитвы. Если человек в состоянии совершать молитву стоя, то он должен совершать ее стоя. И если он не в состоянии выполнить другие части молитвы должным образом, это не значит, что он освобождается от стояния. То же самое относится и к невозможности произносить текст молитвы».

    Сказал шейх Абдуль Азиз ибн Бааз (Фатава Ибн Бааз, 12/245,246): «Молящийся на полу или на стуле должен делать земной поклон ниже, чем поясной. Следуя Сунне, он должен положить руки на колени во время поясного поклона, а во время земного - на пол, если это возможно; если же это невозможно, то ему следует положить руки на колени, потому что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал в хадисе: «Мне было велено совершать земной поклон, опираясь на семь частей тела: на лоб , - и при этом он указал рукой на нос, - на кисти рук, колени и пальцы ног».

    Но если человек не в состоянии выполнить этого и он молится сидя, то нет в этом ошибки, потому что Аллах говорит:

    ?????????? ??????? ??? ?????????????

    «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей, слушайте, повинуйтесь» (Взаимное обманывание 64:16)

    Сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Старайтесь выполнять все, что я вам повелел, по мере своих возможностей». Хадис согласован».

    В-третьих: Что касается расположения стула в ряду, то ученые считают, что молящийся сидя должен быть в одной линии с другими молящимися, когда он сидит; то есть он не должен быть впереди или позади ряда в этот момент». См. «Асна аль-Маталиб», 1/222; «Тухфат аль-Мухтаж», 2/157; «Шарх Мунтаха аль-Ирадат», 1/279.

    Сказано в «аль-Мавсуа аль-Фикхийя» (6/21): «По мнению большинства ученых (ханафитов, шафиитов и мааликитов), чтобы повторение действий за имамом было действительным, молящийся не должен стоять впереди него.

    Как определить, стоил человек впереди имама или нет? Это определяется по положению его пяток. Если его пятки стоят на одной линии с пятками других молящихся, а носки выступают вперед из-за большого размера ноги, то нет в этом ничего страшного. Что касается молящихся сидя и лежа, их положение определяется по ягодицам и бокам.

    Если человек будет совершать молитву сидя от начала и до конца, то он должен садиться так, чтобы быть в одной линии с другими молящимися.

    Если же он собирается молиться стоя, но совершать поясные и земные поклоны сидя, то как ответил шейх Абдурахман аль-Баррак, во время стояния он должен быть в одной линии с другими молящимися. То есть стул будет позади ряда, но он должен стоять так, чтобы не мешать молящимся заднего ряда.

    И Аллах знает лучше

    Нет похожих записей.

    Самым важным предписанием является исполнение ежедневной пятикратной молитвы. Именно от исправности и полноценности этого поклонения во многом и будет зависеть состояние верующего в вечном мире. Ибо в хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) сказано: «Первое, за что будут отчитывать в Судный день раба – это молитва. И если она окажется исправной, то раб спасётся и преуспеет, а если нет – потерпит крах и убыток » («Канзуль-уммаль», № 18877).

    إن أول ما يحاسب به العبد يوم القيامة من عمله الصلاة فانصلحت فقد أفلح وأنجح ، وإن فسدت فقد خاب وخسر

    Пропускать молитву может только глупец, ибо здравомыслящий человек никогда не пойдет на столь большой риск– на риск оказаться в аду! Но даже те, кто исправно исполняют намаз, порой оставляют его во время поездки: одни, чтобы "не утруждаться" в поездке, другие из-за незнания того, как её совершать на транспорте, когда нет таких же условий, как дома. И так, что делать с молитвой в поездке, как её совершать?

    Дальняя поездка

    Многих проблем с совершением намаза можно избежать, если поездка будет дальней. Под дальней поездкой следует понимать путь, именуемый в Шариате как "масафа аль-каср". А таким путь считается, если его расстояние в одну сторону не менее 85 км по шафиитскому мазхабу и 135 км по ханафитскому. Такая поездка дает право сокращать и объединять молитвы, что, безусловно, сильно выручает путника. И так, если Ваш путь является дозволенным Шариатом (примером запретного путешествия может быть поездка женщины без махрама) и расстояние пути составляет больше 85 км - или 135, в зависимости от соблюдаемого Вами мазхаба, Вы можете:

    1. Сократить 4-х ракаатные молитвы;

    2. Объединить молитвы.

    К примеру, если наступило время молитвы и Вы еще не сели на транспорт, Вам следует воспользоваться своим правом и совершить омовение, а затем и оба намаза (обеденный и послеобеденный или вечерний и ночной) на вокзале или в аэропорту. А если время очередной молитвы наступит, когда Вы уже будете на борту транспорта, можно воспользоваться этим же правом и перенести молитву на время следующей молитвы и совершить их обе по прибытию в пункт назначения.

    Близкая поездка или несовместимость молитв

    Если расстояние Вашей поездки не достигает 85 км (или 135 по ханафитскому мазхабу) или же молитвы, которые подпадают на время Вашего пути, не объединяются (послеобеденная - вечерняя, ночная - утренняя, утренняя - обеденная), то объединить молитвы не получится. Поэтому, если нет возможности сойти с транспорта (например, Вы в самолете) и есть большая вероятность того, что Вы сможете сойти только по истечении времени намаза, Вы должны по мере возможности обратиться в сторону Каабы и помолиться, как это получится. А именно, исполнить молитву стоя, если это возможно. Если же стоять возможности нет, например, салон автомобиля, поезда или самолета низкий, тогда можно исполнить молитву сидя. Во время чтения молитвы сидя поясной и земной поклоны (руку` и суджуд) совершаются наклоном поясницей вперед. Наклон во время земного поклона должен быть больше (ниже), чем во время поясного (руку`). Исполнять обязательную молитву таким образом дозволено строго при наличии всех вышеперечисленных факторов. В последующем, совершенную таким образом молитву нужно возместить.

    Третей составной частью намаза является «Киям».

    Киям – это стояние в обязательных намазах во время произношения вступительного такбира и чтения суры «Аль-Фатиха». Киям является обязанностью для тех, кто в состоянии стоять сам или же с помощью кого-либо, будь тот (обязательный) намаз своевременным или возмещаемым, совершаемый мужчинами или женщинами, совершеннолетними или же не совершеннолетними.

    Основой этому является хадис от ‘Имрана бин Хусейна, да будет доволен им Аллаh, который сказал:

    عن عمران بن حصين: كانت بي بواسير فسألت النبي ﷺ عن الصلاة، فقال: «صلّ قائما، فإن لم تستطع فقاعداً، فإن لم تستطع فعلى جنب» زاد النسائي: «فإن لم تستطع فمستلقياً، لا يكلّف الله نفساً إلاّ وسعها» أخرجه البخاري وأبو داود والترمذي وابن ماجه

    Разрешается совершать суннат-намаз сидя или лежа на боку, повернувшись лицом в сторону киблы, если даже состояние позволяет стоять. Но тот, кто совершает намаз лежа, обязан сесть во время совершения поясного и земного поклонов.

    Основой этому является хадис:

    عن النبي ﷺ: «من صلّى قائما فهو أفضل، ومن صلّى قاعداً فله نصف أجر القائم، ومن صلّى نائما — أي مضطجعا – فله نصف أجر القاعد» رواه البخاري وأبو داود والترمذي

    «Ценнее совершить намаз стоя, а тот, кто совершил его сидя, получает вознаграждение, равное только половине вознаграждения за намаз, совершенный стоя, а тот, кто совершил его лежа, получает вознаграждение, равное только половине вознаграждения за намаз, совершенный сидя» .

    Не разрешается лежать на спине (в желательных намазах), если есть возможность лечь на боку. Вознаграждение сидячего или лежачего уменьшается в том случае, если есть возможность стоять.

    Условия кияма

    Киям засчитывается при выпрямлении. Условием является выпрямление позвонков у молящегося. Не вредит, если шея будет чуть наклонена, напротив, это желательно. Также обязательно стоять на обеих или же одной ноге, однако стоять на одной без причины является нежелательным.

    Не является условием самостоятельность, то есть, не запрещается опираться о стену или о человека, или же на трость, но это является нежелательным.

    Но если прислониться таким образом, что, если, оторвав его ноги от земли, человек продолжит стоять, то намаз не засчитывается, потому что это уже будет называться не стоянием, а прикреплением себя к чему-либо.

    Не считается намаз, совершенный в склоненном вперед или назад положении, т.е. если молящийся находится в положении, близком к поясному поклону. То же самое, если стоять, склонившись в правую или же в левую сторону в таком положении, которое не называется стоянием: намаз не считается, потому что молящийся оставил обязанность без причины.

    — Если невозможно выпрямиться

    Если человек не в состоянии выпрямить спину, по причине болезни или старости, и подобен совершающему поясной поклон, то он обязан стоять и выпрямиться по мере возможности, т.е. он не имеет права сесть, только если ему это не затруднительно. И поясной поклон он совершает (если получается) чуть наклонившись, чтобы было различие между стоянием и поясным поклоном.

    — Если невозможно наклониться

    А тот, кто в состоянии стоять выпрямившись, но не в состоянии совершить поясной и земной поклон по причине болезни спины, которая не позволяет согнуться, он обязан стоять. И совершить поясной и земной поклоны по мере его возможности, согнув спину настолько, насколько он может, а если не получается, то склонит голову. Если не получается головой, то совершить поклон ресницами. Если получается наклониться только для поясного поклона, то подобным образом совершается и земной поклон, а если есть возможность наклониться больше этого, то молящийся обязан, наклоняясь для поясного поклона, ограничиться на совершенном виде поясного поклона, и наклониться больше этого (больше, чем совершенный вид поясного поклона) для земного.

    — Если человек не в состоянии стоять

    Стояние – обязанность того, кто в состоянии стоять. А тот, кто не в состоянии, совершает его сидя. Согласно вышеприведенному хадису и единогласному мнению ученых, вознаграждение за такое совершение не отличается от вознаграждения того, кто совершил намаз стоя, потому что на это имеется уважительная причина.

    Предпочтительно тому, кто совершает намаз сидя, сидеть в положении «ифтираш», такое сидение предпочтительнее, чем «тараббу’», и это сидение («тараббу’») предпочтительнее, чем «таваррук».

    Нежелательно сидеть в положении «аль-ик’аъ», то есть, сидеть на ягодицах, подняв ноги, ляжки и голени, положив руки на пол, потому что пришло предостережение от этого из-за уподобления в этом собакам и обезьянам. Также нежелательно сидеть выпрямив ноги.

    В хадисе говорится:

    «نهى رسول الله ﷺ عن الإقعاء في الصلاة» رواه الحاكم والبيهقي في الكبرى

    «Пророк, мир ему и благословение, порицал сидение «ик‘аъ» в намазе» .

    К категории неспособности стоять относятся (т.е. тому, кто имеет следующие физические ограничения, разрешается совершать намаз сидя): бессилие, опасность погибели, усиление имеющейся болезни, опасность большой нагрузки или боязнь, что закружится голова у того, кто находится на корабле, и тому подобное (например, находящийся на корабле, если боится, что утонет, то совершает намаз сидя, и он не обязан потом возмещать этот намаз).

    Также тот, кто страдает недержанием мочи может молиться сидя, если у него бывает недержание только когда совершает намаз стоя, а когда сидя – нет. Такой человек однозначно совершает намаз сидя, и нет обязанности обновлять его. Также, если заслуживающий доверия врач скажет тому, кто болеет болезнью глаз, что в целях лечения он должен молиться лежа на спине, он оставляет стояние.

    Также и тому, кто в состоянии стоять (во время всего намаза), когда намаз совершается отдельно, но не в состоянии совершить весь намаз стоя, кроме некоторой части, когда намаз совершается с джама‘атом, будет ценнее совершить его отдельно, но можно совершить намаз и с джама‘атом, несмотря на то, что он и совершает часть намаза сидя.

    Если человек в состоянии стоять в некоторой части намаза, и неспособен в остальных частях, он обязан совершить его стоя в тех местах, где он в состоянии, и сидя – где не в состоянии, и его намаз считается.

    Минимальный способ поясного поклона для того, кто совершает намаз сидя, это наклониться таким образом, чтобы лоб был впереди колен. Совершенный вид – чтобы лоб был напротив места земного поклона.

    — Если невозможно сидеть

    Если человек, совершающий намаз, не смог сесть по уважительным причинам, которые были выше перечислены, он ложится на бок, повернув лицо в сторону Киблы. Лучше и ценнее лечь на правом боку, следовательно, лежать на левом боку нежелательно, не имея на то причин.

    А если человек, совершающий намаз, не смог совершить его на боку, он совершает его лежа на спине, направив ступни ног в сторону Киблы и положив под голову подушку для того, чтобы его лицо было направлено в сторону Киблы.

    Поясной и земной поклон совершаются по мере возможности, т.е., если человек в состоянии совершить только поясной поклон, он подобным образом совершает и земной. Если же он в состоянии наклониться больше этого, то обязан, наклоняясь для поясного поклона, ограничиться на совершенном виде поясного поклона, и наклониться больше этого (больше, чем совершенный вид поясного поклона) для земного. Если не получается наклоняться, то наклоняют только голову, склонив ее для земного поклона сильнее, чем для поясного, чтобы была разница между ними. Если не получается головой, он это делают ресницами. Если и так не получается, намаз совершается сердцем, и нет обязанности возместить этот намаз.

    Если человек, совершающий намаз вышеупомянутым образом, во время его совершения обрел способность встать или же сесть, он обязан его совершить так, как может, и таким образом завершить намаз. Является желательным обновить предыдущие действия по той причине, что он стал способным совершить молитву более совершенным образом.

    Желательные действия

    — Оставлять расстояние между ногами

    Желательно мужчинам в намазе во время стояния оставлять расстояние между ногами размером с пядь среднего человека. Нежелательно ставить их вместе, а также одну ногу впереди другой. Женщинам же желательно, ставить ноги вместе.

    — Смотреть на место земного поклона

    Является сунной во время совершения намаза всё время смотреть на место земного поклона (за исключением того момента, когда желательно перевести взор на палец, об этом мы расскажем чуть позже). Это является желательным и для слепого и для того, кто совершает намаз в темноте.

    — Направить пальцы ног в сторону киблы

    Является сунной направлять пальцы ног в сторону киблы. Основой этому является хадис, переданный от Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллаh, что Пророк, мир ему и благословение, сказал:

    عن أنس بن مالك رضي الله عنه قال: قال رسول الله ﷺ: «من صلى صلاتنا واستقبل قبلتنا وأكل ذبيحتنا فذلك المسلم الذي له ذمة الله وذمّة رسوله فلا تخفروا الله في ذمّته» رواه البخاري Ибн Хаджар аль-hайтами в книге «Тухфатуль Мухтадж» 184/1, пишет: «Желательно стоящему в намазе расставить ноги на расстоянии пяди друг от друга, в отличие от слов, которые написаны в книге «аль-Анвар», что желательно расставлять их на расстояние в четыре пальца».
    В книге «Фатх-уль Аллям» 193/2, пишется: «Желательно стоящему в намазе расставлять ноги на пядь, в отличие от слов, которые написаны в книге «аль-Анвар», что желательно расставлять их на расстояние в четыре пальца. Нежелательно ставить одну ногу впереди другой, и также ставить их вместе. Так сказал Рамли в книге «Ниhаят-уль Мухтадж».
    В книге «аль-Фикху аля маз h аби арба’ати» 223/1, написано: «Ханафитские ученые: установили расстояние между ногами с размером четыре пальца, будет нежелательным, если расстояние увеличится или же уменьшится. Шафи‘итские ученые установили расстояние между ступнями размером с пядь. Является нежелательным ставить ноги вместе или увеличивать данное расстояния. Маликитские ученые сказали, что оставлять расстояние между ногами является мандубом, а не суннатом, они сказали, что мандубом считается, когда это делается средним образом, таким образом, чтоб не ставили вместе и не расставляли так широко, как, по обычаю, могут посчитать непристойным. С этим решением согласились Ханбалитские ученые, так как по их мазхабу нет отличий между суннатом и мандубом».
    В книге «аль-Ажвибат-уль Ажибат» с. 82, пишется: «Я спросил (Малибари своего учителя Ибну Хаджара аль-Хайтами) о расставленных ступнях ног во время стояния в намазе: желательно оставлять расстояние размером с пядь или в четыре пальца? Наш шейх Ибн Хаджар ответил, что более правильное мнение, чтоб было расстояние, размером с пядь».
    «Шарх-уль Мафруз» с. 305, «Фатх-уль ‘Аллям» 373/2, «Хашият Калюби» 183/1.
    Аль-Бухари 384.