Войти
Женский портал - Lizabrodskaya
  • Сушка макаронных изделий
  • Как быстро похудеть в домашних условиях Легкое похудение в домашних условиях
  • Примерное меню диеты пьера дюкана для начинающих на каждый день
  • Чем занимаются возлюбленные олигархов (48 фото)
  • Отбеливание зубов в домашних условиях с помощью лимона: польза и вред, описание процедуры
  • Программы похудения с Energy Diet от NL International Энерджи диет что можно
  • Советы психолога, что делать родителям, если ребенок гиперактивный? Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка

    Советы психолога, что делать родителям, если ребенок гиперактивный? Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка

    Симптомы гиперактивности у ребенка

    Уже начиная с возраста 3 лет, ребенок демонстрирует чудеса активности – открывает и закрывает шкафчики, бегает по всему дому, разбрасывая вещи и хватая все, что вызвало интерес. Все потому, что возможности освоения окружающего мира расширились с освоением ходьбы. Но каждая ли такая активность должна вызывать беспокойство у родителей?

    В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист "Игры на логику и мышление для детей до 5 лет". Скачайте его и узнайте самые интересные интеллектуальные игры для детей от 2х до 5 лет!

    Специалисты полагают, что гиперактивность у ребенка 3 лет можно заподозрить, когда замечены:

    • обострение упрямости, неуправляемость, отсутствие реакции на запреты;
    • хаотичные движения, «моторная неловкость»;
    • чрезмерная двигательная активность (сидя на стуле, ребенок вертится, вскакивает, постоянно совершает движения руками и ногами);
    • невнимательность, отсутствие усидчивости, забывчивость;
    • частый переход от одного незавершенного дела к другому;
    • вспыльчивость, истеричность, неуравновешенность, склонность к конфликтам со сверстниками;
    • головные боли, появление фобий (страхов);
    • плохой сон.

    Если у ребенка присутствует более 6 из этих признаков, стоит обратиться к психотерапевту или детскому неврологу за профессиональной диагностикой.

    Гиперактивность у детей 5 лет может быть вызвана не только психическими нарушениями. Натолкнуть на мысль о наличии проблемы должны и следующие факторы:

    1. Неблагоприятное течение беременности (стрессы, курение, гипоксия, неправильное питание матери)
    2. Неблагоприятные роды (стремительные или, наоборот, затяжные, роды после стимуляции, недоношенность – до 38 недель)
    3. Наличие неврологических заболеваний у ребенка, конфликты в семье, излишняя строгость по отношению к ребенку, неправильное питание, отравление свинцом.

    Гиперактивный ребенок. Что делать?

    Лечение гиперактивности у детей 3, 4, 5 и 6 лет проводится медикаментозными и не медикаментозными средствами. В любом случае, в этом возрасте, при постановке диагноза терапия назначается только врачом.

    Основными методами коррекции гиперактивности у ребёнка 5 лет и младше являются:

    • занятия с психологом и логопедом . Специалисты помогут снизить тревожность, развить речь, память, внимание, а также подобрать деятельность, в которой малыш будет уверенно себя чувствовать
    • запрет участия в соревновательных играх . Гиперактивному ребенку 3, 4, 5 или 6 лет может быть рекомендовано плавание, езда на велосипеде и другие статические нагрузки;
    • сеансы релаксации с целью нормализации работы центральной нервной системы;
    • поведенческая коррекция . В пределах разумного сводят к минимуму запреты и отказы. Такие малыши имеют высокий порог к эмоциям отрицательного характера, поэтому лучше создавать для них положительные эмоции и не забывать хвалить за успехи;
    • семейная психотерапия . Налаживание спокойной атмосферы в семье;
    • медикаментозная терапия . Этот метод чаще всего используется в особо запущенных случаях, когда иные методы не помогают или помогают слабо.

    Что делать родителям гиперактивного ребенка 3, 4, 5 и 6 лет?

    Если перечисленные выше методики нужно доверить специалистам, то следующие способы родители могут использовать самостоятельно, чтобы помочь малышу возраста 3-6 лет справиться с проблемой.

    • Используйте положительную модель воспитания. Чаще хвалите ребенка, поощряйте даже самые маленькие успехи. Запреты допустимы только в случаях, когда речь идет о безопасности ребенка. Найдите область деятельности, в которой малыш сможет успешно проявить свои способности и почувствовать свою значимость.
    • Создайте режим дня для малыша. В нем обязательно нужно прописать поручения – помыть посуду, застелить постель, вынести мусор, помочь маме в уборке и прочее. В режиме также должно быть указано четкое время просмотра мультфильмов и игр. Не позволяйте ребенку перевозбуждаться. Ложиться спать малыш должен также в одно и то же время. Причем главное соблюдать все эти правила, иначе они попросту будут обесценены. Пусть кроха приучится к порядку и размеренным действиям, это особенно важно в младшем школьном возрасте.
    • обращайте спокойно, без приказов и криков. Научитесь себя контролировать даже когда нервы на пределе, ведь вы образец для подражания. Малыша тоже учите думать о последствиях своих действий. Пусть он усвоит правила поведения и начнет их соблюдать.
    • Проводите с крохой больше времени. Ведь зачастую вызывающее поведение связано именно с желанием привлечь внимание родителей, которые слишком заняты работой или делами по дому.

    Если гиперактивность у ребенка появилась в возрасте 3 лет, то к 5 и 6 годам с ней вполне успешно можно справиться при поддержке родителей и своевременной терапии.

    Предлагаем ознакомится в видеобзоре TEST.TV: все для детей.

    Скачайте чек-лист "Игры на логику и мышление для детей до 5 лет"

    Чтобы ребенок легко учился и с удовольствием стремился к новым знаниям, важно с раннего детства увлечь его, а сделать это проще всего с помощью игры.​ Скачайте самые интересные интеллектуальные игры для детей от 2х до 5 лет!

    Экология жизни. Дети: Когда малышу вдруг ставят диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), многих родителей это пугает...

    Наблюдая за малышом, любой родитель с радостью отмечает, когда тот ведет себя активно и жизнерадостно, раскованно познает мир, без стеснения вступает в контакт с другими людьми, что-то создает и разрушает, проявляет признаки самостоятельности и собственной воли.

    Потому что у большинства из нас есть твердое убеждение: активный ребенок – здоровый ребенок.

    Когда малышу вдруг ставят диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), многих родителей это пугает.

    Болезнь ли СДВГ и чего стоит опасаться, мы и попробуем разобраться.

    Миф 1. СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивности) - это не болезнь, такое поведение можно встретить у любого подвижного ребенка

    Действительно, иногда возрастные особенности или черты характера ребенка специалисты принимают за проявления болезни. А СДВГ – действительно болезнь , и диагностируют ее врачи по всему миру по вполне определенным симптомам. Если ребенку трудно сосредоточиться, он не слышит обращенную к нему речь, не может закончить начатое, не способен самостоятельно организовать выполнение заданий, избегает или крайне неохотно выполняет дела, связанные с большим умственным напряжением, часто теряет вещи, легко отвлекается, забывчив – все это может говорить о нарушении внимания.

    Если малыш ерзает, слишком много говорит, совершает беспокойные движения руками и ногами, бегает или встает с места, когда нужно сидеть, не может тихо и спокойно играть, отвечает, не выслушав вопрос, пристает к окружающим, вмешивается в беседы, не любит ждать, то, скорей всего, это указывает на гиперактивность и импульсивность.

    Однако диагностировать СДВГ можно только в том случае, если проявляется не один симптом, и подобное поведение можно наблюдать у ребенка в разных житейских ситуациях.

    Миф 2. Любой специалист, работающий с детьми, может определить СДВГ.

    Поскольку СДВГ – болезнь, то и определить ее может только врач-специалист: невролог, психоневролог, психотерапевт . Но никак не учитель или воспитатель по поведению ребенка: дерется, бегает, не может успокоиться по требованию, невнимателен, ленив, «летает в облаках», отвлекается на уроках и т.д.

    Миф 3. СДВГ можно вылечить таблетками.

    Американские врачи действительно назначают психотропные лекарства практически всем детям с диагнозом СДВГ. Наши врачи более осторожны в применении медикаментозной терапии. Назначаемые препараты в большей степени направлены на созревание клеток головного мозга, регуляцию процессов торможения и возбуждения нервной системы и пр. Доказано, что так же хорошие результаты дает:

    • установление четкого режима дня,
    • чередование нагрузки и пауз во время выполнения учебных или игровых заданий,
    • активные и даже агрессивные игры, не направленные на людей и животных,
    • эмоциональная поддержка (похвала, одобрение, ласка),
    • правильное питание.

    Миф 4. СДВГ – это оправдание для родителей, которые не умеют воспитывать своих детей.

    Это не так. Как правило, развитие СДВГ у ребенка связано с неполноценной работой структур головного мозга. Возможно, во время беременности или родов имело место кислородное голодание плода, или произошло какое-то органическое поражение головного мозга. А психосоциальные условия жизни ребенка либо уменьшили проявления болезни, либо активизировали. Скажем, в более обеспеченных семьях и там, где ребенок растет в любви, принятии и активном развитии, симптомы со временем угасают.

    Миф 5. СДВГ бывает только у маленьких детей. Со временем ребенок перерастает.

    Действительно, очень часто СДВГ определяют у детей дошкольного возраста. Однако считается непрофессиональным ставить диагноз СДВГ у детей младше 3 лет , потому что имеет место естественное возрастное поведение.

    Говорить о гиперактивности у подростков 14-16 лет тоже достаточно трудно , потому возрастает ответственность и самосознание.

    Однако при отсутствии лечения некоторые признаки дефицита внимания могут сохраняться всю жизнь. Таким людям трудно дается обучение, монотонная работа, срочные поручения, сложные задания, постоянные связи и контакты. Они склонны часто менять работу, партнеров в отношениях, подвержены риску несчастных случаев, могут стать зависимыми от алкоголя, наркотиков, да и в быту с ними очень непросто.

    Миф 6. Половине детей можно ставить диагноз СДВГ.

    Этот миф родился из-за того, что многим детям диагноз СДВГ ставят необоснованно. В России около 30% в 2012 году получили диагноз СДВГ, а некоторые эксперты утверждают, что в наш век детей «с моторчиком» около 90%. На самом деле, болезнь СДВГ встречается только у 3-7% детей.

    Миф 7. СДВГ у мальчиков встречается чаще.

    Действительно, у мальчиков синдром определяется в 4-5 раз чаще, чем у девочек, из-за более позднего созревания мозга.

    Миф 8. Гиперактивные дети – бесконечно работающие батарейки, они не чувствуют усталости и переутомления.

    В действительности это не так – ребенок и рад бы остановиться, да не может, организм на пределе, но выключиться не получается. В необходимый момент не включается торможение нервной системы, происходит перевозбуждение отдельных участков коры головного мозга.

    Многие родители считают, что без истерики (или ребенка, или родителей) остановить движение и бессмысленную активность невозможно. Спокойствие, бережное отношение к нервной системе ребенка, своевременный и достаточный сон, правильное чередование активности и отдыха, терпение, внимание, успокаивающие процедуры (ванны с эфирными маслами, травяные чаи и пр.) помогут ребенку остановиться.

    Миф 9. Дети с СДВГ плохо учатся в школе и имеют низкий интеллект.

    Наоборот, при грамотном подходе родителей и педагогов такие дети отличаются повышенным интеллектом и нестандартным мышлением . Требуется лишь правильная организация учебного процесса:

    • дробная подача материала,
    • многократные повторения,
    • контроль знаний и усвоения учебного материла,
    • проверка домашних заданий,
    • правильные поощрения и наказания, как лишение поощрений,
    • использование различных техник активизации внимания и обязательно активные паузы.

    К сожалению, немногие школы и учителя позволяют детям двигаться во время перемен, что для детей с СДВГ жизненно необходимо.

    Если родители будут поднимать самооценку у ребенка, формировать уверенность в собственных силах за счет приобретения им новых навыков, опираться на его достижения в учебе и повседневной жизни, учить грамотным коммуникациям, а также смогут определить сильные стороны личности ребенка и хорошо развитые у него высшие психические функции, они смогут преодолеть все трудности, связанные с СДВГ. опубликовано

    Импульсивных и подвижных детей часто называют гиперактивными. Однако не следует путать детскую активность, что является нормой, с гиперактивностью, что является неврологической проблемой. Последнюю называют синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). И сегодня это довольно распространенный диагноз.
    Как просто активные, так и гиперактивные дети, могут проявлять нетерпение, неусидчивость и сильное возбуждение. Шуметь, капризничать, бегать и скакать – одним словом, «стоять на ушах». Но все-таки есть несколько признаков, которые помогут отличить особенность характера ребенка от серьезной неврологической проблемы.

    Активный ребенок

    1. Крутится как заведенный, не может усидеть на одном месте, предпочитает активные игры. Однако, если его заинтересовать, может заниматься и чем-то спокойным.

    2. Проявляет интерес и любопытство, говорит без умолку, все комментирует, задает много вопросов.

    3. Несмотря на дневную активность, хорошо спит ночью.

    4. Подстраивается под ситуацию, не везде проявляет активность в равной степени (например, дома – это человек с «моторчиком», а в садике вполне спокойный ребенок).

    5. Не проявляет агрессию, но при этом может отстаивать свои интересы.

    Гиперактивный ребенок

    1. Постоянно находится в движении, проявляет активность во всех ситуациях одинаково. Он будет прыгать и шуметь как дома, так и в магазине, гостях или в школе. Причем он не может остановиться, даже если сильно устал. Практически неуправляем – никакие доводы не работают, договориться с ним невозможно.

    2. Говорит много, эмоционально, перескакивает с мысли на мысль, «глотает» окончания или пропускает слова. Не может слушать других.

    3. Трудно засыпает, плохо спит.

    4. Может быть агрессивным или провоцировать других детей. Если переживает сильные эмоции, не может себя контролировать.

    Конечно, это лишь внешние признаки, по котором можно отличить СДВГ от простой активности. У специалистов – детских нейропсихологов и психоневрологов – существуют более подробные критерии оценки. Поставить этот диагноз может только врач, причем после тщательного обследования, которое включает тестирование, энцефалограмму головного мозга и длительное (не менее полугода) наблюдение психоневролога.

    Вне зависимости от того, является ли повышенная активность ребенка подтвержденным диагнозом или просто его особенностью, именно родители могут помочь малышу справиться с проблемами в поведении. Жизнь возбудимых (и активных, и гиперактивных) детей должна подчиняться определенным правилам.


    7 правил для активных и гиперактивных детей

    1. Обязательно установите четкие «границы», которые нельзя нарушать ни при каких обстоятельствах (запреты, временные рамки, правила поведения дома и на улице и т.д.). Это позволит ребенку почувствовать почву под ногами, а значит, стать собраннее и спокойнее.

    2. Организуйте постоянный режим дня. Жизнь по расписанию за счет своей предсказуемости также будет успокаивать малыша. Возбудимым и активный детям крайне важно полноценно отдыхать: ночной сон должен длиться не менее 10-12 часов, а дошкольниками и младшим школьникам не стоит пренебрегать и дневным отдыхом. А чтобы было легче запомнить последовательность событий дня, повесьте расписание на видное место.

    3. Избегайте продуктов, оказывающих возбуждающее действие на нервную систему (шоколад, напитки, содержащие кофеин).

    4. Дозируйте нагрузку и впечатления. Не злоупотребляйте шумными играми и общением. Обязательно чередуйте активные занятия со спокойными.

    5. Удовлетворяйте потребность ребенка в двигательной активности – запишите его в спортивную секцию или в бассейн, чтобы он мог выплеснуть лишнюю энергию.

    6. Обязательно тренируйте внимание с помощью специальных упражнений. Обратитесь к детскому нейропсихологу – он порекомендует подходящий именно вашему малышу комплекс для домашних занятий.

    7. Ограничивайте просмотр мультфильмов и игры на компьютере, планшете, телефоне. Дошкольнику без вреда можно смотреть телевизор или находиться за компьютером не более 30-40 минут в день, причем лучше с перерывами, младшему школьнику – не более часа.

    ВАЖНО: поставить ребенку диагноз СДВГ может только доктор! Не стоит верить на слово воспитателям или педагогам, которые говорят вам, что ребенок гиперактивный. Тем более не следует заниматься самолечением – так вы можете только навредить. Например, ребенку с СДВГ успокоительные препараты зачатую не просто бесполезны, но и противопоказаны. Оказывая тормозящее действие на быстроту нервных реакций, они препятствуют развитию памяти и внимания.

    Если у вас появились сомнения, и вы подозреваете у своего малыша гиперактивность, начните с посещения детского нейропсихолога – с помощью специальных методик он поможет подтвердить или опровергнуть подозрение на СДВГ, при необходимости, направит к доктору, а также предложит систему занятий, которые помогут ребенку развивать усидчивость и внимание.
    ***
    Коркунова Мария , д етский нейропсихолог

    Гиперактивный ребенок: что делать маме?

    Если малыш в месяц плачет на приеме у врача, кричит и краснеет при попытках его осмотреть, вздрагивает, икает и так далее, то это неудивительно. Ему страшно, он может быть голоден, ему неприятна обстановка, яркий свет, он инстинктивно напрягается, прижимая к себе ручки и ножки, ищет защиты. И тот врач, который тут же назначает вашему чаду лекарства от , хорошим врачом считаться не может.

    Сейчас, когда Саше почти 2 года, я прекрасно понимаю, что многое из того, что происходит с развитием и поведением ребенка, зависит от его темперамента и эмоциональности. И если нет веских причин, то искать гипервозбудимость там, где ее нет, не стоит. Что же делать маме? Об этом читателям проекта «Дети Mail.Ru» расскажет практикующий психолог Лариса Суркова.

    У нас у младшей диагноз гиперактивность есть (причем от хороших стационарных неврологов), а проблем с поведением нет, жалоб ни воспитатели в саду, ни сейчас учитель в школе не предъявляли. Так что гиперактивных тоже воспитывать можно!

    Поговорим о том, с чем родители обычно приходят к психологу :

    С тем, что ребенок до 4 лет не сидит на месте;
    не хочет играть один;
    проявляя протест, постоянно кричит или падает в истериках на пол;
    плохо спит, часто просыпается;
    слишком активен, в понимании мамы.

    Конечно, это классическое «горе от ума». Мамы читают много книг, журналов, часто сравнивают своих детей с другими «идеальными малышами», которых посадили около коробки с игрушками, и они сидят там два часа. Я не буду вам говорить о том, что не надо сравнивать детей, что ваш кроха – особенный, и развивается по своему сценарию, я просто предложу вам мини-тест, ответами на который будут «да» или «нет» :

    1 . Вашему ребенку меньше 5 лет?

    2. Ваш ребенок может заниматься одним делом, которое ему интересно, 5-10 минут (например, играть или смотреть мультик)?

    3. Ваш ребенок спит более 3 часов подряд во время ночного сна?

    4. Ваш ребенок может посидеть у вас на руках или самостоятельно на месте?

    5. Ваш ребенок способен спокойно употреблять пищу, находясь при этом в стуле или на руках?

    Если хотя бы 4 из 5 ответов «да» – у вас просто активный малыш, и все, что вы ему приписываете, вряд ли имеет отношение к диагнозу « » (СДВГ).

    Мы уже усвоили, что все дети разные, но все равно ищем причины тому, что они плохо спят, много срыгивают, постоянно шевелят руками и ногами, не могут провести дольше 2 минут за одним занятием. Прежде, чем обращаться к даже, казалось бы, совсем безобидным лекарствам, улучшающим сон и усмиряющим характер, подумаем о том, что есть просто дети, для которых до определенного возраста все это характерно, и есть очень эмоциональные дети, у которых все эти признаки возведены в квадрат. Кроме безграничной любви и заботы, и тем, и другим нужен режим, ну и еще несколько приемов в воспитании.

    Традиции и ритуалы

    Дети быстро привыкают к традициям, ежедневно свершающимся действиям и ритуалам. Это дает ощущение стабильности и комфорта. Поэтому так важно соблюдение режима. Есть и в одно и то же время, перед сном гасить верхний свет, включать ночник, читать книги или рассказывать истории, ужинать в кругу семьи в спокойной обстановке, когда едят все (в идеале), а не один лишь малыш, а мама еще хлопочет на кухне или папа одним глазом смотрит в телефон. Это способствует правильному пищевому поведению, которое у активных малышей тоже бывает расстроено. Любые традиции, которые вы придумаете и будете исправно соблюдать, пойдут на пользу.

    Дозированные впечатления

    Появление в жизни ребенка большого количества новшеств, будь то частые поездки, незнакомые люди, мешок новых игрушек, вызывающих бурю эмоций, с которыми трудно справиться, лучше дозировать. Мы практикуем такой график: 1 день – 1 новое впечатление, несколько подарков растягиваем на недели, чтобы малыш оценил каждую игрушку.

    Что касается выработки усидчивости, то ребенку, что бы он ни делал, нужно дать возможность поковыряться в этом самому, даже если делает он все неправильно, будь то еда, какое-то занятие, попытка одеться. Одно дело показать, как правильно, другое дело – дать ребенку поиграть одному, если он увлекся. Мы отдыхаем, пока малыш познает мир. А все, что мы ему показываем, он запомнит и воспроизведет потом сам. Для ребенка в меру насыщенный положительными эмоциями и обучающими занятиями день с соблюдением режима и традиций будет хорошей базой для развития.

    Сразу хочу обратить внимание на то, что грамотный невролог, психолог или психиатр не поставит диагноз СДВГ ребенку до 5-6 лет. Всегда дико видеть эту запись в медицинских картах детей в полтора-два года. Если вашему ребенку уже есть 5 лет, вы видите, что он не может заниматься одним видом деятельности дольше времени, положенного его возрасту (в 5 лет это 15-20 минут на один вид деятельности. Например, рисует спокойно 15 минут), тяжело засыпает, ерзает, сидя на одном месте, легко или резко у малыша меняется настроение - начните с визита к неврологу. Доктор проведет необходимые тесты, назначит пройти ЭЭГ и, по результатам, возможно, назначит терапию.

    Что такое гиперактивность

    1. Дефицитом внимания.
    2. Импульсивностью.
    3. Гиперактивностью.

    1. Ребенок часто встает с места.

    Причины гиперактивности детей

    1. Изменение условий обучения.
    2. Медикаментозная терапия.


    Гиперактивность – это состояние, при котором ребенок не может ни минуты посидеть смирно. Симптомы «на лицо»: малыши подвижны, беспокойны, не способны сконцентрироваться на какой-то одной деятельности. Часто такие дети обижают других ребят, раздражают и отвлекают взрослых своим поведением и постоянно находятся в нервном возбужденном состоянии.

    В возрасте от трех до семи лет , как правило, наступает пик гипервозбудимости. Но также, это время характеризуется значительными изменениями в жизни: в этот период малышей приводят в детский сад, начинают водить в развивающие студии и секции, а также готовят для поступления в школу. Ребенку требуется овладеть огромным количеством навыков и умений, в том числе, умению общаться в коллективе, воспринимать и обрабатывать информацию, выполнять несложные задания и просьбы. Именно в эти годы, гиперактивному малышу и его родителям приходится наиболее тяжело, а обилие информации и появившиеся новые обязанности, только ухудшают состояние ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

    Как понять что ребенок гиперактивный , как справиться с нахлынувшими проблемами и пройти этот сложный период с минимальными потерями?

    Прежде чем приступить к диагностике и лечению гиперактивного малыша, стоит выяснить причины неврологическо-поведенческого расстройства. Это позволит более грамотно приступить к процессу лечения и коррекции.

    Возможные причины проблемы:

    1. Наследственный фактор . Одной из самых распространенных причин гиперактивности считается генетическая предрасположенность.
    2. Патологии во время беременности и родов (гипоксия плода, угроза выкидыша, гестоз, тяжелые роды, кесарево сечение и т. д.).
    3. Малый вес новорожденного и недоношенность.
    4. Инфекционные заболевания , перенесенные матерью в период беременности и ребенком в первые недели жизни.
    5. Воздействие неблагоприятных внутрисемейных отношений и стрессовые состояния .
    6. Употребление во время развития плода алкоголя, табачных изделий и некоторых лекарственных средств.
    7. Также, не исключается воздействие плохой экологической обстановки , нехватки необходимых микроэлементов и неправильное питание (сладости и фаст-фуд).

    Внимание! Стоит отметить, что синдром дефицита внимания и гиперактивности, чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Что связывают с более крупным весом новорожденных мужского пола, из-за чего возрастает риск получения родовых и внутриутробных травм.

    Гиперактивный ребенок 3 года – 4 года: что делать

    Зачастую именно в этот период родители начинают активно обращаться к специалистам за помощью. Связано это с тем, что трехлетний ребенок в первый раз отправляется в детский сад или группу развития , где и начинают ярко проявляться признаки гипервозбудимости, а также обостряться проблемы с адаптацией в коллективе.

    Возникновение гиперактивности объясняется также неспособностью нервной системы крохи быстро справиться с увеличением умственной нагрузки, новыми и непонятными требованиями.

    Признаки гиперактивности в период от 3 до 4 лет

    К признакам гипервозбудимости ребенка 3-4 лет относятся:

    • неуправляемость, отсутствие реакции на просьбы и приказы;
    • хаотичные движения, бег без цели;
    • задержка речевой функции;
    • невнимательность, забывчивость;
    • малыш елозит на стуле, вскакивает, вертится;
    • повышенная тревожность, вспыльчивость и истеричность;
    • плохой, беспокойный сон.

    Лечение и коррекция гипервозбудимости малышей 3-4 лет.

    • Обязательные занятия с детским психологом и логопедом . Работа специалистов позволит снизить чувство беспокойства и тревожности, развить речь, образное мышление, зрительную и слуховую память.
    • В этом возрасте не рекомендуются соревновательные игры . Лучше посетите бассейн или купите малышу велосипед.
    • Постарайтесь обеспечить ребенку спокойную и доброжелательную атмосферу в доме . Гиперактивный малыш должен чувствовать себя защищенным и любимым.

    Гиперактивный ребенок 5 лет – 6 лет: что делать

    В возрасте 5-6 лет может произойти ухудшение состояния ребенка с гипервозбудимостью, так как в этом время начинаются подготовительные занятия в старших группах дошкольного учреждения. Помимо этого, период характеризуется активным созреванием мозговых структур, что может вызвать чрезмерное переутомление малыша.

    Признаки в 5 лет и в 6 лет

    Кроме типичных признаков гиперактивности, расстройство неврологическо-поведенческого характера в возрасте 5-6 лет отличается появлением:

    • Нервных тиков. Могут появиться непроизвольные подергивания лицевых мышц, сокращения мышц тела, конечностей и шеи, мигание, покашливание, вздрагивание и трясение головой.
    • Излишней болтливости. При этом ребенок склонен перебивать и не дослушивать обращенную к нему речь.
    • Частой смены настроения. Импульсивности и нетерпения.
    • Разнообразных комплексов, фобий и устойчивых страхов.

    Для улучшения состояния ребенку с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, помимо работы с психологом и визитов к невропатологу потребуется значительная коррекция образа жизни. Это поможет малышу 5-6 лет быстрее адаптироваться к возрастающим нагрузкам:

    • Обратите внимание на режим сна. Желательно ложиться и вставать в одно и то же время. Перед сном не перегружайте малыша информацией и сократите активные игры.
    • Исключите из рациона фаст-фуд, конфеты, выпечку, газированные напитки и сладкие соки.
    • Включите в расписание дня неспешные прогулки перед сном.
    • Добавьте в жизнь непоседы физическую активность. В этом возрасте ребенка уже можно записывать в спортивную секцию. Это позволит снять напряжение и уменьшить агрессию.

    Гиперактивный ребенок 7 лет

    Как правило, в семилетнем возрасте начинается подготовка к школе и обучение в первом классе. Новые требования и задачи усугубляют проблемы гиперактивного ребенка. Гипервозбудимость мешает нормальной адаптации в коллективе и провоцирует появление конфликтов со сверстниками и преподавателями. Из-за неусидчивости, нетерпеливости и легкой
    возбудимости, такой ребенок не в состоянии просчитать последствия своих поступков, что может привести к агрессивности и асоциальным поступкам.

    Симптомы гиперактивности у семилетнего ребенка

    В возрасте семи лет гипервозбудимый ребенок отличается:

    • Неумением закончить начатое дело до конца.
    • Неспособностью высидеть все урок.
    • Отстраненностью во время занятия и повышенным вниманием на посторонние раздражители.
    • Ошибками в домашних заданиях из-за невнимательности и рассеянности.
    • Неумением разумно организовывать свою работу.
    • Постоянной потерей вещей, школьных принадлежностей и книг.

    Подготовка к школе, если у вас ребенок гиперактивный, что делать, 7 лет

    Чтобы облегчить адаптацию малыша к школьным обязанностям, необходимо:

    • Составить строгий, неукоснительно выполняемый режим дня.
    • Стараться не допускать стойкого неприятия и отвращения к школе.
    • Выяснить, какие именно проблемы мешают познавательному процессу (неразвитая слуховая память, слабая логика или образное мышление).
    • Сформировать положительное отношение к учебному процессу.
    • Заранее подготовить к предстоящим нагрузкам в школе.

    Если у вас тревожный ребенок, агрессивный ребенок

    Одной из самых распространенных и проблематичных форм нарушения поведения гиперактивного ребенка является детская агрессия. Для того чтобы эффективно справиться с данным расстройством, необходимо в первую очередь, определить причину появления агрессии.

    Внимание! Чаще всего с помощью агрессии, истерик и асоциального поведения ребенок пытается обратить внимание окружающих на себя. Нехватка заботы, любви и поддержки заставляет гипервозбудимого малыша, проявлять негативные эмоции, тревожность и агрессию.

    Для коррекции агрессивного поведения ребенка рекомендуется обратиться к семейному психологу, так как зачастую данная проблема касается всех членов семьи. Ведь только взаимопонимание и близкий контакт с малышом способны улучшить состояние и поведение маленького агрессора.

    Полезное видео

    Гиперактивный агрессивный ребенок нуждается в коррекции поведения. Рекомендуем посмотреть видеоролик популярного детского доктора Евгения Комаровского.

    Вам будет интересно

    Что делать, если ребенок не слушается в 5 летПравильное воспитание ребенка: как наказыватьЧто делать, если ребенок не слушается в 4 года

    Гиперактивный ребенок – это не болезнь. Все дети разные, они часто отличаются темпами физиологического развития, склонностями, характером и темпераментом. Некоторые малыши могут спокойно проводить время сами, со своими игрушками, книжками и раскрасками, другие же не могут оставаться без внимания и пять минут. Бывают дети, которым трудно сосредоточиться на чем-то, не под силу долго оставаться на одном месте - к примеру, сидеть в парикмахерском кресле, на занятиях в детском саду или в школе, за ними проблематично уследить на детской площадке.

    Таким малышам непросто дается обучение - это и есть гиперактивность. Мозг гиперактивного ребенка с трудом концентрирует внимание и воспринимает информацию. Гиперактивные дети быстро меняют сферу деятельности, они импульсивные и неусидчивые, специфические в общении со взрослыми и сверстниками, в проявлении своих талантов. Попробуем подробно разобраться в сути проблемы и приведем пути ее решения.

    Гиперактивные дети не могут сосредоточиться на одной задаче, их трудно заинтересовать спокойным делом и утихомирить

    Причины гиперактивности

    Гиперактивность у детей – прежде всего не физиологическое отклонение, а поведенческое расстройство развития. Медицинское название гиперактивности – СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Современная медицина придерживается мнения, что синдром возникает при неблагоприятном внутриутробном развитии детей и тяжелых родах. Так, если у будущей мамочки был выраженный и долгий токсикоз, а у плода диагностировали внутриутробную асфиксию, то риск рождения гиперактивного ребенка возрастает в три раза. Любое оперативное вмешательство во время родов, нахождение новорожденного в реанимации также вносят свою лепту в развитии синдрома ДВГ.

    Симптомы гиперактивности

    Каковы признаки гиперактивного ребенка? Как отличить, малыш активный и энергичный, как и полагается здоровому карапузу, или у него развивается синдром дефицита внимания и гиперактивности?

    Характерные симптомы начинают определять к 2-3 годам. Ставить диагноз можно уже в садике, ведь именно там наклонности проявляются активнее всего - в общении с воспитателем, с другими малышами в группе.

    Как же проявляется гиперактивность у детей:

    • беспокойство и тревожные состояния даже тогда, когда серьезные причины этого отсутствуют;
    • эмоциональная лабильность, плаксивость, излишняя ранимость и впечатлительность;
    • бессонница, слишком чуткий сон, плач и разговор во сне;
    • проблемы с речью;
    • трудности в общении;
    • игнорирование запретов, норм поведения в обществе и правил - говоря попросту, малыш очень непослушный;
    • приступы агрессии;
    • редко, синдром Туретта – неконтролируемое выкрикивание неуместных и оскорбительных слов.

    Все эти проявления и признаки у вашего чада должны стать поводом обращения к специалисту. Невропатолог и психолог выпишут рекомендации и дадут советы, как правильно воспитывать малыша, как его успокоить и снизить вероятность негативного восприятия обществом.

    Несмотря на свою активность и болтливость, гиперактивный ребенок часто остается непонятым другими детьми и испытывает значительные трудности в общенииЛечение гиперактивного малыша - нужно ли?

    Гиперактивный ребенок часто и сильно устает от неконтролируемых эмоций, меняет режим дня и планы из-за своего не всегда адекватного поведения, не дает родителям вести нормальный образ жизни. Взрослым людям терпеть это сложно, ведь не всегда есть время, физические и моральные силы бороться с истериками.

    Следить за гиперактивным ребенком, чтобы он адекватно реагировал на внешний мир и умел вести себя с другими людьми, а не бездумно выплескивал энергию, без причины плакал и смеялся, могут только очень терпеливые и не очень занятые родители или няня. Нередко приходится прибегать к коррекции поведения ребенка - она может включать как медикаментозное лечение, так и посещение психолога, логопеда, успокаивающий массаж, занятие спортом и посещение различных творческих кружков. Медикаментозное лечение врач назначает после обследований и осмотра ребенка.

    Детям с синдромом ДВГ обязательно нужно сделать электроэнцефалограмму мозга, чтобы исключить органические причины гиперактивного поведения, измерить внутричерепное давление (

    зачем делается электроэнцефалограмма головного мозга для детей?

    ). Если все показатели в норме, врач чаще назначает гомеопатические успокаивающие препараты. Успокоительное поможет ребенку лучше спать, снизит количество истерик и панических атак.

    Некоторые современные врачи считают, что лечить до 4 лет от гиперактивности нельзя, потому что большая часть малышей в этом возрасте еще не умеют справляться с собственными ощущениями, они полны энергии и пытаются выплеснуть ее любыми путями.

    Как вести себя с гиперактивным ребенком?

    Как воспитывать гиперактивного ребенка? Многие родители становятся в тупик, особенно, когда малыш идет в сад, либо в школе сталкивается со множеством проблем, связанных с обучением и социумом. Гиперактивный ребенок всегда на особом счету у воспитателя, учителя и детского психолога. Прежде всего, помочь ему должны родители - воспитание таких детей требует терпения, мудрости, силы воли и духа. Не позволяйте себе срываться, повышать на ребенка голос или поднимать на него руку (как не срываться на ребенка: советы психолога). Только в случае если он сделал что-то, навредившее другим людям, вы можете применить такие жесткие методы.

    Если родители срываются и переходят на крик, угрозы или физическое выяснение отношений, это только усугубляет ситуацию. Ребенок замыкается в себе и становится еще более неуправляемымКак воспитывать «непоседу»?

    Советы психолога:

    1. Запрещайте корректно. Формулируйте запреты так, чтобы в предложении отсутствовало слова «нет», «нельзя». Гораздо эффективнее сказать: «Выйди на дорожку», чем произнести: «Не бегай по мокрой траве». Всегда мотивируйте свои запреты, обосновывайте их. К примеру, если ребенок не хочет уходить с площадки вечером, скажите: «Я хотела почитать тебе перед сном интересную историю про любимого мультипликационного героя, а если ты будешь долго гулять, я не успею это сделать».
    2. Четко ставьте задачи. Такие детки плохо воспринимают информацию, которая передается при помощи длинных предложений. Говорите лаконично.
    3. Будьте последовательны в своих действиях и словах. Например, неразумно говорить: «Иди возьми у бабушки чашку, потом принеси мне журнал, вымой руки и садись ужинать». Соблюдайте очередность.
    4. Контролируйте время. Ребенок с СДВГ плохо контролирует временные рамки если он чем-то увлечен, может заниматься этим долго и забудет про остальные дела.
    5. Соблюдайте режим. Режим дня – очень важный аспект жизни гиперактивного малыша, он поможет успокоить малыша, приучить к порядку (как можно приучить ребенка к порядку: советы психолога).
    6. Воспитывать малыша - значит вести себя лояльно и придерживаться позитивной нотки в общении с ним, настраивать себя, его и окружающих на позитив. Сглаживайте конфликтные ситуации, хвалите за победы, подчеркивайте, когда малыш повел себя особенно хорошо, послушав вас.
    7. Занимайте ваше чадо полезными делами. Дети обязательно должны иметь позитивное русло для выплескивания энергии - это может быть творческий или спортивный кружок, прогулки на велосипеде и самокате, лепка из полимерной глины или пластилина дома.
    8. Создайте дома комфортные условия. Малыш должен меньше не только сам смотреть телевизор и играть в компьютерные игры, но и видеть, как это делают другие. Рабочее место должно быть без лишних предметов, плакатов.
    9. При необходимости давайте гиперактивному ребенку гомеопатическое успокоительное, но не злоупотребляйте лекарствами.

    Когда ребенок посещает интересные ему занятия - спортивные, творческие, он может выплеснуть там накопившуюся энергию и прийти домой уже намного более спокойнымКак помочь, если началась истерика?

    Как успокоить гиперактивного ребенка? В момент, когда у детей истерика и они не слушаются, вы можете поступить, выбрав один из вариантов:

    1. Уйдите в другую комнату. Лишенный зрительского внимания, малыш может перестать плакать.
    2. Переключите внимание. Предложите конфету, покажите игрушку, включите мультфильм или игру на планшете или телефоне. Громко предложите ему не плакать, а заняться чем-нибудь интересным - к примеру, выйти во двор и там поиграть, побегать на улице.
    3. Дайте воды, сладкий чай или настой успокоительных трав.

    В повседневной жизни детей поддерживайте их нервную систему. Успокаивающий травяной сбор хорошо помогает при добавлении в ванну, если ребенок маленький, и в чай, если речь идет о школьнике (успокаивающие травы для купания ребенка). Читайте перед сном книжки, гуляйте на свежем воздухе. Старайтесь, чтобы ребенок видел меньше агрессии и негатива. Изучайте природу, больше смотрите на деревья, небо и цветы.

    Гиперактивный школьник

    Особенно трудная ситуация с гиперактивным ребенком складывается в учебном заведении. Неусидчивость, эмоциональность, сложности в концентрации внимания и восприятии потока информации могут поспособствовать тому, что ребенок будет отставать в учебе, с трудом найдет общий язык со сверстниками.

    Тут нужны постоянные консультации психолога, терпение и понимание со стороны учителей, поддержка родителей. Помните, что ваш отпрыск не виноват в том, что имеет определенное поведенческое расстройство.

    Хотите лучше понимать ваших детей? Вам поможет видео, где дает советы знаменитый отечественный педиатр доктор Комаровский, для которого гиперактивный ребенок - это полноценный член общества со своими особенностями психического развития. Нужно быть терпеливыми и спокойными в общении с ним, выделять и развивать таланты, творческие наклонности. Пусть малыш не замыкается, а прогрессирует, ведь гиперактивность не должна тормозить развитие человека. Она представляет собой не серьезное отклонение, а специфическую индивидуальность.

    Каждый ребенок активен и любознателен, но есть детки, активность которых по сравнению со сверстниками повышена. Можно ли назвать таких детей гиперактивными или это проявление характера ребенка? И нормально ли гиперактивное поведение ребенка или оно требует лечения?


    Что такое гиперактивность

    Так сокращенно называют синдром дефицита внимания и гиперактивности, который также обозначают аббревиатурой СДВГ. Это весьма распространенное нарушение работы мозга в детском возрасте, которое также имеется у многих взрослых. По статистике синдром гиперактивности есть у 1-7% детей. У мальчиков его диагностируют в 4 раза чаще, чем у девочек.

    Вовремя распознанная гиперактивность, при которой требуется терапия, позволяет ребенку сформировать нормальное поведение и лучше адаптироваться в коллективе среди других людей. Если же оставить СДВГ у ребенка без внимания, он сохраняется и в более старшем возрасте. Подросток с таким нарушением хуже приобретает школьные навыки, более склонен к асоциальному поведению, он враждебен и агрессивен.

    СДВГ - синдром избыточной импульсивности, гиперактивности и стабильной невнимательности Признаки СДВГ

    Далеко не каждого активного и легко возбуждаемого ребенка относят к категории деток, у которых есть синдром гиперактивности.

    Чтобы диагностировать СДВГ, следует выявить у ребенка основные симптомы такого нарушения, которые проявляются:

    1. Дефицитом внимания.
    2. Импульсивностью.
    3. Гиперактивностью.

    Симптомы обычно возникают в возрасте до 7 лет. Чаще всего родители замечают их в 4 года или 5 лет, а наиболее частым возрастным периодом обращения к специалисту является 8 лет и старше, когда ребенок сталкивается с множеством задач в школе и по дому, где нужна его сосредоточенность и самостоятельность. Малышам, которым еще не исполнилось 3 года, диагноз ставят не сразу. За ними некоторое время наблюдают, чтобы убедиться в наличии СДВГ.

    В зависимости от преобладания конкретных признаков выделяют два подтипа синдрома – с дефицитом внимания и с гиперактивностью. Отдельно выделяют смешанный подтип СДВГ, при котором у ребенка есть симптомы и дефицита внимания, и гиперактивности.

    Признаки гиперактивности чаще наблюдаются у детей 4-5 лет

    Проявления дефицита внимания:

    1. Ребенок не может длительно сосредотачиваться на предметах. У него часто возникают небрежные ошибки.
    2. У ребенка не получается долго сохранять внимание, из-за чего он несобран во время выполнения задания и часто не выполняет задачи до конца.
    3. Когда к ребенку обращаются, возникает впечатление, что он не слушает.
    4. Если дать ребенку прямую инструкцию, он ее не выполняет либо начинает выполнять и не заканчивает.
    5. Ребенку трудно организовать свою деятельность. У него наблюдается частое переключение от одного занятия на другое.
    6. Ребенку не нравятся задания, для которых требуется долгое умственное напряжение. Он старается их избегать.
    7. Ребенок нередко теряет вещи, которые ему нужны.
    8. Малыш с легкостью отвлекается на посторонний шум.
    9. В повседневных делах у ребенка отмечают повышенную забывчивость.

    Проявления импульсивности и гиперактивности:

    1. Ребенок часто встает с места.
    2. Когда ребенок волнуется, он интенсивно двигает ногами или руками. Кроме того, малыш периодически поеживается в стуле.
    3. Он поднимается с места очень резко и часто бегает.
    4. Ему трудно участвовать в спокойных играх.
    5. Его действия можно охарактеризовать, как «заведенные».
    6. Во время занятий он может выкрикивать с места или шуметь.
    7. Ребенок отвечает до того, как услышит вопрос полностью.
    8. У него не получается дожидаться своей очереди во время занятия или игры.
    9. Ребенок постоянно вмешивается в занятия других людей или их разговоры.

    Для постановки диагноза у ребенка должно быть минимум 6 признаков из указанных выше, причем они должны отмечаться длительное время (минимум полгода).

    Детская гиперактивность проявляется в неспособности усидеть на месте Как проявляется гиперактивность в раннем возрасте

    Синдром гиперактивности выявляют не только у школьников, но и у деток дошкольного возраста и даже у грудничков.

    У самых маленьких такая проблема проявляется следующими признаками:

    • Более быстрым физическим развитием, если сравнивать со сверстниками. Младенцы с гиперактивностью намного быстрее переворачиваются, ползают и начинают ходить.
    • Появлением капризов, когда ребенок устал. Гиперактивные детки перед сном нередко возбуждаются и становятся активнее.
    • Меньшей длительностью сна. Малыш с СДВГ спит намного меньше, чем это положено в его возрасте.
    • Трудностями с засыпанием (многих деток нужно укачивать) и очень чутким сном. Гиперактивный ребенок реагирует на любой шорох, а если просыпается, заснуть снова ему очень тяжело.
    • Очень бурной реакцией на громкий звук, новую обстановку и незнакомые лица. Из-за таких факторов малыши с гиперактивностью возбуждаются и начинают больше капризничать.
    • Быстрым переключением внимания. Предложив младенцу новую игрушку, мама замечает, что новый предмет привлекает внимание крохи совсем ненадолго.
    • Сильной привязанностью к маме и боязнью посторонних людей.

    Если малыш часто капризный, бурно реагирует на новую обстановку, мало спит и трудно засыпает, это может стать первыми признаками СДВГ СДВГ или характер?

    Повышенная активность ребенка может быть проявлением его врожденного темперамента.

    В отличие от детей с СДВГ темпераментный здоровый ребенок:

    Причины гиперактивности детей

    Раньше возникновение СДВГ связывали преимущественно с поражением головного мозга, например, если новорожденный перенес гипоксию, когда находился в материнской утробе или во время родов. В наши дни исследования подтвердили влияние на появление синдрома гиперактивности генетического фактора и нарушений внутриутробного развития крохи. Развитию СДВГ способствуют слишком ранние роды, кесарево сечение, маловесность крохи, долгий безводный период в родах, применение щипцов и подобные факторы.

    СДВГ может возникнуть при сложных родах, нарушенном внутриутробном развитии или передаться по наследству Что делать

    Заподозрив у своего ребенка синдром гиперактивности, первое, что нужно сделать – пойти к специалисту. Многие родители обращаются к врачу не сразу, так как не решаются признать проблему у ребенка и боятся осуждения знакомых. Такими действиями они упускают время, в результате чего гиперактивность становится причиной серьезных проблем с социальной адаптацией ребенка.

    Есть также и родители, которые приводят вполне здорового ребенка к психологу или психиатру, когда не могут или не желают отыскать к нему подход. Это часто наблюдается в кризисные периоды развития, например, в 2 года или при трехлетнем кризисе. При этом никакой гиперактивности у малыша нет.

    Обнаружив некоторые признаки гиперактивности у своего ребенка, обратитесь к специалисту неоткладывая эту проблему на потом

    Во всех этих случаях без помощи специалиста определить, действительно ли ребенку нужна медицинская помощь или у него просто яркий темперамент, не получится.

    Если у ребенка подтвердится синдром гиперактивности, то в его лечении будут использоваться такие методы:

    1. Разъяснительная работа с родителями. Врач должен объяснить маме и папе, почему у ребенка появилась гиперактивность, как проявляется такой синдром, как вести себя с ребенком и как правильно его воспитывать. Благодаря такой просветительской работе родители перестают винить себя или друг друга в поведении ребенка, а также понимают, как вести себя с малышом.
    2. Изменение условий обучения. Если гиперактивность диагностирована у школьника с плохой успеваемостью, его переводят в специализированный класс. Это помогает справиться с задержкой формирования школьных навыков.
    3. Медикаментозная терапия. Лекарственные препараты, назначаемые при СДВГ, отличаются симптоматическим действием и эффективны в 75-80% случаев. Они помогают облегчить социальную адаптацию деток с гиперактивностью и улучшить их интеллектуальное развитие. Как правило, лекарства назначают на длительный период, иногда до подросткового возраста.

    Лечение СДВГ проходит не только медикаментозно, но и под наблюдение психиатра Мнение Комаровского

    Популярный врач много раз сталкивался в своей практике с детьми, у которых диагностирован СДВГ. Главным отличием такого медицинского диагноза от гиперактивности, как черты характера, Комаровский называет тот факт, что здоровому ребенку гиперактивность не мешает развиваться и общаться с другими членами общества. Если же у ребенка заболевание, он без помощи родителей и врачей не может стать полноценным членом коллектива, нормально учиться и общаться со сверстниками.

    Чтобы убедиться, здоров ли ребенок или у него СДВГ, Комаровский советует обратиться к детскому психологу или психиатру, поскольку лишь квалифицированный специалист не только с легкостью выявит у ребенка гиперактивность, как болезнь, но и поможет родителям понять, как растить ребенка с СДВГ.


    • При общении с малышом важно устанавливать контакт. Если требуется, для этого ребенка можно тронуть за плечо, развернуть к себе, убрать из его поля зрения игрушку, выключить телевизор.
    • Родители должны определить для ребенка конкретные и выполнимые правила поведения, но при этом важно, чтобы их придерживались всегда. Кроме того, каждое такое правило должно быть понятно ребенку.
    • Пространство, в котором пребывает гиперактивный ребенок, должно быть полностью безопасным.
    • Режима следует придерживаться постоянно, даже если у родителей выходной. Гиперактивным детям, по мнению Комаровского, очень важно просыпаться, есть, гулять, купаться, укладываться спать и совершать другие привычные ежедневные действия в одно и то же время.
    • Все сложные задания для гиперактивных детей необходимо разбивать на части, которые будут понятны и легко выполнимы.
    • Ребенка следует постоянно хвалить, отмечая и подчеркивая все положительные действия малыша.
    • Отыщите то, что гиперактивному ребенку удается лучше всего, а затем создайте такие условия, чтобы малыш мог выполнять такую работу, получая от нее удовлетворение.
    • Обеспечьте ребенку с гиперактивностью возможность тратить избыток своей энергии, направляя ее в нужное русло (например, гулять с собакой, посещать спортивные секции).
    • Собираясь с ребенком в магазин или в гости, обдумайте детально свои действия, к примеру, что взять с собой или что купить ребенку.
    • Родителям следует заботиться и о собственном отдыхе, поскольку, как подчеркивает Комаровский, для гиперактивного малыша очень важно, чтобы папа и мама были спокойными, мирными и адекватными.

    Из нижеследующее видео вы сможете узнать еще больше о гиперактивных детях.

    О роли родителей и многих важных нюансах вы узнаете, посмотрев видео клинического психолога Вероники Степановой.

    Детская гиперактивность - состояние, при котором активность и возбудимость ребенка значительно превышают норму. Это доставляет много неприятностей родителям, воспитателям и учителям. Да и сам ребенок страдает от возникающих трудностей в общении со сверстниками и взрослыми, что чревато формированием в дальнейшем негативных психологических особенностей личности.

    Как определить и лечить гиперактивность, к каким специалистам нужно обращаться для постановки диагноза, как правильно строить общение с ребенком? Все это необходимо знать, чтобы вырастить здорового малыша.

    Что такое гиперактивность?

    Это неврологически-поведенческое расстройство, которое в медицинской литературе часто называется синдромом гиперактивного ребенка.

    Для него характерны следующие нарушения:

    • импульсивность поведения;
    • значительно повышенная речевая и двигательная активность;
    • дефицит внимания.

    Заболевание приводит к плохим отношениям с родителями, сверстниками, низкой успеваемости в школе. По статистике это расстройство встречается у 4% школьников, у мальчиков оно диагностируется в 5-6 раз чаще.

    Отличие гиперактивности от активности

    Синдром гиперактивности отличается от активного состояния тем, что поведение малыша создает проблемы для родителей, окружающих и него самого.

    Необходимо обращаться к педиатру, неврологу или детскому психологу в следующих случаях: двигательная расторможенность и отсутствие внимания проявляются постоянно, поведение затрудняет общение с людьми, успеваемость в школе низкая. Также нужна консультация врача, если ребенок проявляет агрессивность по отношению к окружающим.

    Причины

    Причины гиперактивности могут быть разными:

    • преждевременные или осложненные роды;
    • внутриутробные инфекции;
    • влияние вредных факторов на работе во время беременности женщины;
    • плохая экология;
    • стресс и физические перегрузки женщины в период вынашивания плода;
    • наследственная предрасположенность;
    • несбалансированное питание в период беременности;
    • незрелость центральной нервной системы новорожденного;
    • нарушения обмена дофамина и других нейромедиаторов в ЦНС младенца;
    • завышенные требования к ребенку родителей и педагогов;
    • нарушения пуринового обмена у малыша.

    Провоцирующие факторы

    Такое состояние может быть спровоцировано поздним токсикозом, применением во время беременности лекарств без согласования с врачом. Возможно воздействие алкоголя, наркотиков, курения в период вынашивания плода. Подробнее о влиянии курения на течение беременности →

    Могут способствовать появлению гиперактивности конфликтные отношения в семье, семейное насилие. Низкая успеваемость, из-за которой ребенок подвергается нареканиями со стороны учителей и наказаниям от родителей - еще один предрасполагающий фактор.

    Симптомы

    Признаки гиперактивности схожи в любом возрасте:

    • беспокойство;
    • неусидчивость;
    • задержка развития речи;
    • раздражительность и плаксивость;
    • плохой сон;
    • упрямство;
    • невнимательность;
    • импульсивность.

    У новорожденных

    На гиперактивность у детей до года - грудничков указывает беспокойство и повышенная двигательная активность в кроватке, самые яркие игрушки вызывают у них непродолжительный интерес. При осмотре у таких детей часто выявляются стигмы дисэмбриогенеза, в том числе складки эпиканта, аномальное строение ушных раковин и их низкое расположение, готическое небо, заячья губа, волчья пасть.

    У детей в 2-3 года

    Проявления данного состояния чаще всего родители начинают замечать с 2 лет или с еще более раннего возраста. Ребенок отличается повышенной капризностью.

    Уже в 2-летнем возрасте мама и папа видят, что малыша трудно чем-то заинтересовать, он отвлекается от игры, вертится на стуле, находится в постоянном движении. Обычно такой ребенок очень непоседлив, шумит, но иногда 2-летний малыш удивляет своей молчаливостью, отсутствием желания вступать в контакт с родителями или сверстниками.

    Детские психологи считают, что иногда такое поведение предшествует появлению двигательной и речевой расторможенности. В два года родители могут наблюдать у малыша признаки агрессии и нежелание подчиняться взрослым, игнорирование их просьб и требований.

    С 3-летнего возраста становятся заметными проявления эгоистических черт. Ребенок стремится доминировать над сверстниками в коллективных играх, провоцирует конфликтные ситуации, всем мешает.

    У дошкольников

    Гиперактивность дошкольника часто проявляется импульсивным поведением. Такие дети вмешиваются в разговоры и дела взрослых, не умеют играть в коллективные игры. Особенно мучительны для родителей истерики и капризы 5-6-летнего малыша в людных местах, его бурное выражение эмоций в самой неподходящей обстановке.

    У детей дошкольного возраста ярко проявляется неусидчивость, они не обращают внимания на сделанные замечания, перебивают, перекрикивают сверстников. Делать выговоры и ругать за гиперактивность 5-6-летнего малыша совершенно бесполезно, он просто игнорирует информацию и плохо усваивает правила поведения. Любое занятие увлекает его на непродолжительное время, он легко отвлекается.

    Разновидности

    Поведенческое расстройство, чаще имеющее неврологический фон, может протекать по-разному.

    Синдром дефицита внимания без гиперактивности

    Для этого нарушения характерны следующие особенности поведения:

    • выслушал задание, но не смог повторить, тут же забыв смысл сказанного;
    • не может сосредоточиться и выполнить поручение, хотя понимает, в чем состоит его задача;
    • не слушает собеседника;
    • не реагирует на замечания.

    Гиперактивность без дефицита внимания

    Для этого расстройства характерны такие признаки: суетливость, многословность, повышенная двигательная активность, стремление быть в центре событий. Также характерна легкомысленность поведения, склонность к риску и авантюрам, что часто создает опасные для жизни ситуации.

    Гиперактивность с синдромом дефицита внимания

    Обозначается в медицинской литературе аббревиатурой СДВГ. О таком синдроме можно говорить, если у ребенка есть следующие особенности поведения:

    • не может сосредоточиться на выполнении определенного задания;
    • бросает начатое дело, не закончив его до конца;
    • внимание избирательное, неустойчивое;
    • небрежность, невнимательность во всем;
    • не обращает внимания на обращенную речь, игнорирует предложения помощи при выполнении задания, если оно вызывает у него затруднения.

    Нарушение внимания и гиперактивность в любом возрасте мешают организовать свою работу, аккуратно и правильно выполнить задание, не отвлекаясь на внешние помехи. В повседневной жизни гиперактивность и дефицит внимания приводят к забывчивости, частым потерям своих вещей.

    Нарушение внимания с гиперактивностью чреваты затруднениями при выполнении даже простейших инструкций. Такие детки часто спешат, совершают необдуманные поступки, которыми могут нанести вред себе или окружающим.

    Возможные последствия

    В любом возрасте это поведенческое нарушение мешает социальным контактам. Из-за гиперактивности у детей дошкольного возраста, посещающих детский сад, затруднено участие в коллективных играх со сверстниками, общение с ними и воспитателями. Поэтому посещение садика становится ежедневной психотравмой, что может неблагоприятно сказаться на дальнейшем развитии личности.

    У школьников страдает успеваемость, посещение школы вызывает только негативные эмоции. Пропадает желание учиться, узнавать новое, учителя и одноклассники раздражают, контакт с ними имеет только негативный оттенок. Ребенок замыкается в себе или становится агрессивным.

    Импульсивность поведения ребенка иногда представляет угрозу для его здоровья. Особенно это характерно для детей, которые ломают игрушки, конфликтуют, дерутся с другими детьми и со взрослыми.

    Если не обращаться за помощью к специалисту, у человека с возрастом может сформироваться психопатический тип личности. Гиперактивность у взрослых, как правило, зарождается в детстве. У каждого пятого ребенка, имеющего данное расстройство, симптомы сохраняются и при достижении зрелости.

    Часто наблюдаются такие особенности проявления гиперактивности:

    • склонность к агрессии по отношению к окружающим (в том числе, к родителям);
    • суицидальные наклонности;
    • неспособность участвовать в диалоге, принять конструктивное совместное решение;
    • отсутствие навыков планирования и организации собственного труда;
    • забывчивость, частые потери нужных вещей;
    • отказ от решения задач, требующих умственного напряжения;
    • суетливость, многоречивость, раздражительность;
    • утомляемость, плаксивость.

    Диагностика

    Нарушение внимания и гиперактивность малыша становятся заметны родителям с раннего возраста, но диагноз выставляется неврологом или психологом. Обычно гиперактивность у ребенка 3 лет, если она имеет место, уже не вызывает сомнений.

    Диагностика гиперактивности является многоэтапным процессом. Собираются и анализируются данные анамнеза (течение беременности, родов, динамика физического и психомоторного развития, перенесенные ребенком заболевания). Специалисту важно мнение самих родителей о развитии малыша, оценка его поведения в 2 года, в 5 лет.

    Доктору нужно выяснить, как проходила адаптация к детскому саду. Во время приема родители не должны одергивать ребенка, делать ему замечания. Врачу важно видеть его естественное поведение. Если малыш достиг 5-летнего возраста, детский психолог проведет тесты на определение внимательности.

    Окончательный диагноз выставляется невропатологом и детским психологом после получения результатов электроэнцефалографии и МРТ головного мозга. Эти обследования необходимы для исключения неврологических заболеваний, следствием которых могут быть нарушение внимания и гиперактивность.

    Также важны лабораторные методы:

    • определение наличия свинца в крови для исключения интоксикации;
    • биохимический анализ крови на гормоны щитовидной железы;
    • общий анализ крови для исключения анемии.

    Могут применяться специальные методы: консультации окулиста и сурдолога, психологическое тестирование.

    Лечение

    Если диагноз «гиперактивность» выставлен, необходимо проведение комплексной терапии. Она включает в себя медицинские и педагогические мероприятия.

    Просветительская работа

    Специалисты по детской неврологии и психологии объяснят родителям, как бороться с гиперактивностью их чада. Соответствующими знаниями также нужно обладать воспитателям детского сада и учителям в школах. Они должны научить родителей правильному поведению с ребенком, помочь преодолеть сложности в общении с ним. Специалисты помогут школьнику освоить приемы релаксации и самоконтроля.

    Изменение условий

    Нужно хвалить и поощрять малыша за любые успехи и добрые поступки. Подчеркивать положительные качества характера, поддерживать любые положительные начинания. Можно вести вместе с ребенком ежедневник, где фиксировать все его достижения. В спокойном и доброжелательном тоне рассказывать о правилах поведения и общения с окружающими.

    Уже с 2-летнего возраста малыш должен привыкать к распорядку дня, спать, кушать и играть в определенное время.

    С 5-летнего возраста желательно, чтобы у него было свое жизненное пространство: отдельная комната или отгороженный от общего помещения уголок. В доме должна быть спокойная обстановка, ссоры родителей и скандалы недопустимы. Желательно перевести школьника в класс с меньшим количеством учащихся.

    Чтобы снизить гиперактивность в 2-3 года, детям необходим спортивный уголок (шведская стенка, детские брусья, кольца, канат). Физические упражнения и игры помогут сбросить напряжение и потратить энергию.

    Что нельзя делать родителям:

    • постоянно одергивать и ругать, особенно при посторонних людях;
    • унижать малыша насмешливыми или грубыми замечаниями;
    • постоянно говорить с ребенком строго, давать поручения в приказном тоне;
    • запрещать что-либо, не объяснив ребенку мотив своего решения;
    • давать слишком сложные задания;
    • требовать примерного поведения и только отличных оценок в школе;
    • выполнять домашние дела, которые были поручены ребенку, если он их не выполнил;
    • приучать к мысли, что главная задача - не изменить поведение, а получить за послушание награду;
    • применять методы физического воздействия при непослушании. Подробнее о влиянии физических наказаний на детей →

    Медикаментозная терапия

    Медикаментозное лечение синдрома гиперактивности у детей играет только вспомогательную роль. Его назначают при отсутствии эффекта от поведенческой терапии и специального обучения.

    Для устранения симптомов СДВГ применяется препарат Атомоксетин, но его использования возможно только по назначению врача, есть нежелательные эффекты. Результаты появляются примерно через 4 месяца регулярного приема.

    Если малышу поставлен такой диагноз, ему также могут быть назначены психостимуляторы. Они используются в первой половине дня. В тяжелых случаях под врачебным контролем применяются трициклические антидепрессанты.

    Игры с гиперактивными детьми

    Даже при настольных и спокойных играх гиперактивность ребенка 5-ти лет заметна. Он постоянно обращает на себя внимание взрослых беспорядочными и бесцельными телодвижениями. Родителям нужно больше времени проводить с малышом, общаться с ним. Очень полезны совместные игры.

    Эффективно чередование спокойных настольных игр - лото, собирание пазлов, шашки, с подвижными играми - бадминтон, футбол. Много возможностей для помощи ребенку с гиперактивностью дает лето.

    В этот период нужно стремиться обеспечить малышу загородный отдых, длительные походы, научить плаванию. Во время прогулок больше разговаривать с ребенком, рассказывать ему о растениях, птицах, явлениях природы.

    Питание

    Родителям нужно внести коррективы в питание. Поставленный специалистами диагноз подразумевает необходимость соблюдения времени приема пищи. Рацион должен быть сбалансированным, количество белков, жиров и углеводов - соответствовать возрастной норме.

    Желательно исключить жареные, острые и копченые блюда, газированные напитки. Меньше есть сладкого, особенно шоколада, увеличить количество потребляемых овощей и фруктов.

    Гиперактивность в школьном возрасте

    Повышенная гиперактивность у детей школьного возраста заставляет родителей искать врачебной помощи. Ведь школа предъявляет к подрастающему человеку совсем другие требования, чем дошкольные учреждения. Он должен много запоминать, получать новые знания, решать сложные задачи. От ребенка требуется внимательность, усидчивость, способность к сосредоточению.

    Проблемы с учебой

    Нарушение внимания и гиперактивность замечают учителя. Ребенок на уроке рассредоточен, двигательно активен, не реагирует на замечания, мешает вести занятие. Гиперактивность младших школьников в 6-7 лет приводит к тому, что дети плохо усваивают материал, небрежно делают домашние задания. Поэтому они постоянно получают замечания за низкую успеваемость и плохое поведение.

    Обучение детей с гиперактивностью часто становится серьезной проблемой. Между таким ребенком и учителем начинается настоящая борьба, так как ученик не желает выполнять требований педагога, а учитель борется за дисциплину в классе.

    Проблемы с одноклассниками

    Затруднена адаптация в детском коллективе, трудно найти общий язык со сверстниками. Школьник начинает замыкаться в себе, становится скрытным. В коллективных играх или обсуждениях упорно отстаивает свою точку зрения, не прислушиваясь к мнению других. При этом часто ведет себя грубо, агрессивно, особенно если с его мнением не соглашаются.

    Коррекция гиперактивности необходима для успешной адаптации малыша в детском коллективе, хорошей обучаемости и дальнейшей социализации. Важно обследовать кроху в раннем возрасте и провести своевременное профессиональное лечение. Но в любом случае, родители должны осознавать, что больше всего ребенок нуждается в понимании и поддержке.

    Полезное видео о воспитании гиперактивных детей

    Новости партнеров

    Симптомы гиперактивности у ребенка

    Уже начиная с возраста 3 лет, ребенок демонстрирует чудеса активности – открывает и закрывает шкафчики, бегает по всему дому, разбрасывая вещи и хватая все, что вызвало интерес. Все потому, что возможности освоения окружающего мира расширились с освоением ходьбы. Но каждая ли такая активность должна вызывать беспокойство у родителей?

    В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист «Игры на логику и мышление для детей до 5 лет». Скачайте его и узнайте самые интересные интеллектуальные игры для детей от 2х до 5 лет!

    Специалисты полагают, что гиперактивность у ребенка 3 лет можно заподозрить, когда замечены:

    • задержка речевого развития;
    • обострение упрямости, неуправляемость, отсутствие реакции на запреты;
    • хаотичные движения, «моторная неловкость»;
    • чрезмерная двигательная активность (сидя на стуле, ребенок вертится, вскакивает, постоянно совершает движения руками и ногами);
    • невнимательность, отсутствие усидчивости, забывчивость;
    • частый переход от одного незавершенного дела к другому;
    • вспыльчивость, истеричность, неуравновешенность, склонность к конфликтам со сверстниками;
    • головные боли, появление фобий (страхов);
    • плохой сон.

    Если у ребенка присутствует более 6 из этих признаков, стоит обратиться к психотерапевту или детскому неврологу за профессиональной диагностикой.

    Гиперактивность у детей 5 лет может быть вызвана не только психическими нарушениями. Натолкнуть на мысль о наличии проблемы должны и следующие факторы:

    1. Неблагоприятное течение беременности (стрессы, курение, гипоксия, неправильное питание матери)
    2. Неблагоприятные роды (стремительные или, наоборот, затяжные, роды после стимуляции, недоношенность – до 38 недель)
    3. Наличие неврологических заболеваний у ребенка, конфликты в семье, излишняя строгость по отношению к ребенку, неправильное питание, отравление свинцом.

    Гиперактивный ребенок. Что делать?

    Лечение гиперактивности у детей 3, 4, 5 и 6 лет проводится медикаментозными и не медикаментозными средствами. В любом случае, в этом возрасте, при постановке диагноза терапия назначается только врачом.

    Основными методами коррекции гиперактивности у ребёнка 5 лет и младше являются:

    • занятия с психологом и логопедом . Специалисты помогут снизить тревожность, развить речь, память, внимание, а также подобрать деятельность, в которой малыш будет уверенно себя чувствовать
    • запрет участия в соревновательных играх . Гиперактивному ребенку 3, 4, 5 или 6 лет может быть рекомендовано плавание, езда на велосипеде и другие статические нагрузки;
    • сеансы релаксации с целью нормализации работы центральной нервной системы;
    • поведенческая коррекция . В пределах разумного сводят к минимуму запреты и отказы. Такие малыши имеют высокий порог к эмоциям отрицательного характера, поэтому лучше создавать для них положительные эмоции и не забывать хвалить за успехи;
    • семейная психотерапия . Налаживание спокойной атмосферы в семье;
    • медикаментозная терапия . Этот метод чаще всего используется в особо запущенных случаях, когда иные методы не помогают или помогают слабо.

    Что делать родителям гиперактивного ребенка 3, 4, 5 и 6 лет?

    Если перечисленные выше методики нужно доверить специалистам, то следующие способы родители могут использовать самостоятельно, чтобы помочь малышу возраста 3-6 лет справиться с проблемой.

    • Используйте положительную модель воспитания. Чаще хвалите ребенка, поощряйте даже самые маленькие успехи. Запреты допустимы только в случаях, когда речь идет о безопасности ребенка. Найдите область деятельности, в которой малыш сможет успешно проявить свои способности и почувствовать свою значимость.
    • Создайте режим дня для малыша. В нем обязательно нужно прописать поручения – помыть посуду, застелить постель, вынести мусор, помочь маме в уборке и прочее. В режиме также должно быть указано четкое время просмотра мультфильмов и игр. Не позволяйте ребенку перевозбуждаться. Ложиться спать малыш должен также в одно и то же время. Причем главное соблюдать все эти правила, иначе они попросту будут обесценены. Пусть кроха приучится к порядку и размеренным действиям, это особенно важно в младшем школьном возрасте.
    • Просьбы к ребенку обращайте спокойно, без приказов и криков. Научитесь себя контролировать даже когда нервы на пределе, ведь вы образец для подражания. Малыша тоже учите думать о последствиях своих действий. Пусть он усвоит правила поведения и начнет их соблюдать.
    • Проводите с крохой больше времени. Ведь зачастую вызывающее поведение связано именно с желанием привлечь внимание родителей, которые слишком заняты работой или делами по дому.

    Если гиперактивность у ребенка появилась в возрасте 3 лет, то к 5 и 6 годам с ней вполне успешно можно справиться при поддержке родителей и своевременной терапии.

    Нужна ли вам видеоняня или достаточно радио? Предлагаем ознакомится в видеобзоре TEST.TV: все для детей.